Одним из коренных мест проживания финских народов в России является Невско-Приладожская часть её северо-западного края. По одной версии эта местность именуется Инкери (Ижорская земля) ,по другой -Ингерманландия. Она представляла собой территорию примерно в 15 тысяч кв. км . О происхождении названия Ингерманландия существовало мнение, что связано с именем Ингегерд, дочери шведского копунга Улофа (Olof Skotkonung) и супруги новгородского князя Ярослава, преподнесшего ей, согласно сагам в свадебный дар удел земли, якобы и названный её именем. В последующем, однако, возобладало другое мнение, согласно которому название края произошло от названия реки Ижора (Inkeri), южного притока Невы. Из четырех ингерманландских племен финского происхождения: Савакотов (Sawakot), эвримейсет(Avrimeiset), ингрикотов (Ingrikot) и ватьялайзет ( Vatialaiset), последние были, по-видимому, первоначальным населением страны , а карельские ингрикоты ( ингры,ижора) , прежде назывались просто корелами (Karjalaiset) . Эвримейсет занимали чересполосно с ижорой побережье финского залива между Стрельной и сойкинским полуостровом, территорию к Юго-востоку от Гатчины, Карельский перешеек, включая побережье Ладожского озера, местности, прилегающие к выборгской губернии, а также южнее Токсова . Савакат были распространены на большой территории южнее. Эвримейсет - в районе Павловска, Гатчины, далее по направлению к реке Луге, побережью Финского залива между Нарвой и Лугой. Коренными жителями Ингерманлиндии были карелы и ижора, упоминания о которых появляются в XI-XII веках. Тогда же на приневских землях и далее к северу стали селиться славяне, преимущественно новгородцы. Между славянами, карелами и ижорцами развивались тесные, добрососедские связи, что находило свое отражение в культуре труда, быта, жилища и одежды. С 13 века Ингерманландия стала объектом завоевания её Швецией. Серьёзную опасность, которая нависла над этой землей для русских, карелов и ижорцев в XIII-XIV веках, предотвращали новгородские князья, и прежде всего легендарный Александр Невский (1220-1263). Позднее, когда образовалось центральное государство, заботу о защите Ингерманландии взяли на себя московские государи. Во многих походах русских князей и военоначальников за освобождение ижорско-ингерманландской земли карелы и ижорцы были с русскими защитниками. В конце XVI века между Швецией и Московским государствами вспыхнула очередная война ,длившаяся с перерывами двадцать пять лет (1570-1595) . Шведам удалось сначала захватить западные крепости ,но по тявзинскому мирному договору 1595 года они вновь перешли русским (за шведами осталась Нарва). В 1610 году разразилась новая война ,московское государство было охвачено "смутой" и по Столбовскому миру 1617 года утратило всю Ингерманландию . Шведский король Густав-Адольф заявил в победных интонациях на заседании риксдага, что отныне безопасность государства обеспечивалась с трех сторон водными преградами - Балтикой, Ладогой и Чудским озером, а там, где граница с Россией проходила якобы и названный её именем. В последующем, однако, возобладало другое мнение, согласно которому название края произошло от названия реки Ижора (Inkeri), южного притока Невы. Из четырех ингерманландских племен финского происхождения: Савакотов (Sawakot), эвримейсет(Avrimeiset), ингрикотов (Ingrikot) и ватьялайзет ( Vatialaiset), последние были, по-видимому, первоначальным населением страны , а карельские ингрикоты ( ингры,ижора) , прежде назывались просто корелами (Karjalaiset) . Эвримейсет занимали чересполосно с ижорой побережье финского залива между Стрельной и сойкинским полуостровом, территорию к Юго-востоку от Гатчины, Карельский перешеек, включая побережье Ладожского озера, местности, прилегающие к выборгской губернии, а также южнее Токсова . Савакат были распространены на большой территории южнее. Эвримейсет - в районе Павловска, Гатчины, далее по направлению к реке Луге, побережью Финского залива между Нарвой и Лугой. Коренными жителями Ингерманлиндии были карелы и ижора, упоминания о которых появляются в XI-XII веках. Тогда же на приневских землях и далее к северу стали селиться славяне, преимущественно новгородцы. Между славянами, карелами и ижорцами развивались тесные, добрососедские связи, что находило свое отражение в культуре труда, быта, жилища и одежды. С 13 века Ингерманландия стала объектом завоевания её Швецией. Серьёзную опасность, которая нависла над этой землей для русских, карелов и ижорцев в XIII-XIV веках, предотвращали новгородские князья, и прежде всего легендарный Александр Невский (1220-1263). Позднее, когда образовалось центральное государство, заботу о защите Ингерманландии взяли на себя московские государи. Во многих походах русских князей и военоначальников за освобождение ижорско-ингерманландской земли карелы и ижорцы были с русскими защитниками. В конце XVI века между Швецией и Московским государствами вспыхнула очередная война ,длившаяся с перерывами двадцать пять лет (1570-1595) . Шведам удалось сначала захватить западные крепости ,но по тявзинскому мирному договору 1595 года они вновь перешли русским (за шведами осталась Нарва). В 1610 году разразилась новая война ,московское государство было охвачено "смутой" и по Столбовскому миру 1617 года утратило всю Ингерманландию . Шведский король Густав-Адольф заявил в победных интонациях на заседании риксдага, что отныне безопасность государства обеспечивалась с трех сторон водными преградами - Балтикой, Ладогой и Чудским озером, а там, где граница с Россией проходила Таким образом, финское заселение ижорских земель имеет глубокие исторические корни, и происходило поэтапно.
Ижорцы вместе с вепсами составляют коренное население Ингерманландии. Областью их этногенеза были территории, лежащие между рекой Нарвой и Ладожским озером и далее к югу. Их название происходит от реки Ижора (по-фински Inkere - Инкере), впадающей в Неву. Этнонимы "ижора" и "инкери" часто употребляются как синонимы по отношению к двум прибалтийско-финским народам - православным ижорцам и исповедующим евангелистскую веру финнам-инкери (ингерманландцам). Несмотря на родство между двумя языками и многовековое совместное проживание народов-носителей этих языков, следует тем не менее провести разграничение между двумя этносами.
Ижорский язык относится к северной (по другой классификации - к восточной) ветви группы прибалтийско-финских языков, ближайшие родственные ему языки - карельский и восточные диалекты финского. некоторые лингвисты не считают ижорский отдельным самостоятельным языком.
Ижорцы, по всей вероятности, выделились из карельской этнической группы, на это указывает близость обоих языков, а также и тот факт, что часть ижорцев называет себя карелами. Ранее это разделение двух народностей относили к X1-XII вв., однако в последнее время археологические находки и лингвистические исследования свидетельствуют о том, что этот процесс завершился ещё в 1 тыс. н. э. В наше время начинает завоёвывать признание гипотеза о том, что племя ижора произошло от слияния нескольких прибалтийско-финских племён.
Восточнославянские племена кривичей и словен в VI-VIII вв. добрались до южных земель Ингерманландии, а в Х в. уже наладили оживлённые связи с местным прибалтийско-финским населением. Первый письменный источник, упомянувший ижорцев, относится к XII в., в нём папа Александр III наряду с карелами, саамами и водью называет язычников Ингрии и запрещает продавать им оружие. Водные пути от озера Ильмень до Ладоги с конца IX в. оказались под контролем Новгорода. Жившие здесь малочисленные прибалтийско-финские народности принимали участие в образовании Новгородского княжества. Уклад и образ жизни малочисленных финно-угорских народов Прибалтики был однотипным. Общее название этих народов в древнерусских летописях было "чудь". На их роль в истории Новгорода Великого указывает и то, что в городе даже была Чудская улица.
В русских летописях ижора впервые упоминается под этим именем в 1228 г., и с того времени ижорцы часто фигурируют в летописях вместе с карелами при описании битв с врагами, вторгающимися на русские земли с запада. При ослаблении власти Новгорода вначале на землях ижоры активизируется деятельность Литвы, и в течение XIV в. литовцы многократно собирали с них дань. В XV в. звезда Новгорода окончательно закатилась, и ведущую роль у него перехватила Москва.
Материал взят:
"БСЭ"
"Историко-культурный атлас Республики Коми."
"Сородичи по языку"
Гнушевич А.М., "Писцовая книга водской пятины"
"Научно-географическая энциклопедия" |