Средне-Невский судостроительный завод
Меню сайта

Календарь новостей
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Форма входа

Поиск по новостям

Друзья сайта


Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 701

Приветствую Вас, Гость 2018-09-20, 11:22 PM

Средне-Невский судостроительный завод

История нашего посёлка неразрывно связана со Средне-Невским судостроительным заводом, являющимся градообразующим предприятием. В самом начале 20 века на левом берегу Невы между селом усть-Ижора и деревней Корчмино, рядом со Шлиссельбургским трактом стояли корпуса писчебумажной фабрики акционерного общества Паллизен, деятельность которой была приостановлена в периодпромышленного спада в 1907 году. Предприимчивая компания санкт-петербургского металлического завода, которая изготавливала судовые механизмы,решила выполнять заказы на постройку кораблей, для чего было необходимо соответствующее место и судостроительная верфь. Внимание компании привлекла писчебумажная фабрика, удобно расположенная в 22 верстах от Петербурго-Вологодской железной дороги.В июле 1912 года на фабрику спешно направляются представители Санкт-Петербургского металлического завода. Состоялась сделка, по которой фабрика и прилегающий к ней участок в 45 десятин становятся собственностью нового владельца. С этого времени начинается полное переустройство зданий и территорий. Развитию судостроения в Санкт-Петербурге способствовала и отсталость русского флота, которую выявила Цусимская трагедия в русско-японской войне.В октябре 1912 года из Главного Управления кораблестроения в адрес правления Металлического завода поступил заказ на постройку восьми эскадренных миноносцев для Балтийского флота.В её  проектировании принимал активное участие академик А.Н.Крылов. по его предложению были построенычетыре открытых стапеля для постройки эсминцев и лёгких крейсеров. одновременно с сооружением мастерских и цехов, служебных помещений завода строилось и жильё для рабочих. На верфи была построена электростанция, электроэнергии которой хватало как на нужды самой  верфи, так и на освещение посёлка, а также частично села Усть-Ижора и деревни Корчмино.Строительство эсминцев велось в ускоренном темпе. В 1916 году были построены, испытаны и сданы флоту все восемь эсминцев: "Победитель", "Забияка", "Гром", "Орфей", "Летун", "Десна","Самсон" и "Азард". Эти корабли имели водоизмещение 1350 тонн, мощность главной силовой установки 32000 лошадиных сил и небывалую по тем временам скорость 37 узлов. Кроме корабельных узлов и деталей здесь были изготовлены в 1914-1915 годах железные противопожарные занавеси для Большого театра, мариинского и Александринского театров Санкт-Петербурга, башни   беспроволочного телеграфа, гофрированные трубы для железных дорог. после октябрьского
переворота 1917 года для верфи начинаются тяжёлые годы на выживание. Заказов по кораблестроению не поступает, выполняются работы по ремонту различных судов, железнодорожных вагонов, по изготовлению катеров и шлюпок. Верфь многократно переподчиняется различным организациям.Возрождение верфи наступает в 30-е годы, на ней строятся буксиры, землесосы, шаланды. Впервые в судостроении здесь применяется электросварка. В 1934 году было построено цельносваренное пассажирское судно "Белорыбица". В посёлке ведётся строительство жилья.Кроме бараков и деревянных домов строятся четыре каменных четырёхэтажных дома по улице Заводской. В 1937 году Усть-Ижорская верфь переходит в систему ооборонной промышленности и получает военный заказ на постройку 11 базовых тральщиков и 2 бронекатеров, которые были сданы перед войной. В период Великой Отечественной войны и блокады в пяти километрах от верфи проходила линия фронта, однако несмотря на ежедневные обстрелы жизнь здесь не прекращалась. Строятся баржи "блокадки" для дороги жизни на Ладоге. После окончания Второй Мировой войны все моря вокруг нашей страны были насыщены различными минами - донными, якорными, плавающими. Кроме контактных мин было выставленно много мин с неконтактными каналами замыкания. Из-за огромного колличества мин было затруднено как мирное судоходство, так и морские промыслы. Стояла задача государственной важности  - освободить моря, озёра, реки от мин. Для боевого траления оставленных войной мин требовалось построить мощный траловый флот. Начинается расширение и реконструкция завода № 363, как тогда называлась верфь, предусматривающее строительство блока корпусных цехов, восьми новых цехов, набережной и многое другое. За десятилетие к 1958 году было построено 113 противоминных кораблей, которые в основном обеспечили боевое траление и уничтожение мин оставленных войною. В дальнейшем на заводе строились корабли противоминной обороны различных проектов, а также корабли для спасения экипажей затонувших подводных лодок, танкеры для ракетного топлива, противопожарные дезактивационные суда, корабли воздушного наблюдения системы ПВО, высокоскоростные торпедно- и ракетно-артиллерийские корабли "Молния".Работы по созданию и испытаниям современных технически сложных кораблей выполнялись в основном жителями нашего посёлка.

Использован материал подготовленный Василием Петровичем Савченко для газеты "Вести Понтонного"

P/S В июне 2006 состоялся спуск на воду со стапелей Средне-Невского судостроительного завода военного корабля пятого поколения, оснащённого самым современным оборудованием. Градообразующее предприятие возрождается!

 
Краткая историческая справка:
 
В 1912 г.компания Санкт-Петербургского Металлического завода приобрела 45 десятин земли на берегу Невы под верфь для постройки 8 эскадренных миноносцев. Так была основана Усть-Ижорская верфь (ныне Средне - Невский судостроительный завод), которая по рациональности и оборудованию принадлежала к новейшим сооружениям для постройки стальных судов водоизмещением 3500-4000т.С момента торжественной закладки 4-х эсминцев в июне 1914 года до декабря 1916 года были построены и сданы флоту все 8 эсминцев типа "Орфей" (Д=1350т., У=37 узлов).Дальнейший путь развития верфи до сегодняшнего дня был сложным, как и история нашего государства. Периоды подъема (1914-1917г., 1928-1941г., 1947-1987г.) сменялись периодами спада производства (1920-1927г., 1941-1946г., 1988-1998г.). С ноября 1917 года до июня 1920г. верфь несколько раз стояла на грани ликвидации. После передачи верфи Северо - западному речному пароходству в мае 1928 года возобновились работы по судоремонту и постройке судов с широким применением электросварки. В 1932 году верфь становится самой мощной судоремонтной базой в бассейне и одной из крупнейшей в СССР, располагающей лучшим, по тому времени, сварочным оборудованием и лабораторией в создании и работе которой принимал участие организатор электросварки в судостроении профессор Вологдин В.П. В 1934 году было построено первое цельносварное пассажирское судно "Белорыбица".
В 1937 году верфь передается в Наркомат оборонной промышленности и приступает к постройке кораблей для ВМФ. Всего с октября 1937 года до декабря 1940 года было построено и сдано 10 тральщиков проекта 53У и начато строительство тральщиков проекта 59. Во время Великой Отечественной войны завод № 363, находясь в 7 км от линии фронта, занимался ремонтом кораблей, строил плашкоуты для "Дороги жизни", достраивал тральщики, начатые перед войной, за что в последствии был награжден орденом ВОВ 1 степени. С 1947 года завод переходит на крупносерийную постройку базовых тральщиков проекта 254 и 264 блочным поточно-позиционным методом, за разработку и освоение которого группе работников завода в 1949 году присуждается Государственная премия. С 1955г. до 1961г. завод строил тральщики пр.264А и спасатели пр.532 и 532А, у которых надстройки, впервые в отечественном судостроении, изготавливались из алюминиево-магниевого сплава, что позволило отработать технологию и накопить опыт работы с АМг, который сейчас успешно используется при строительстве ракетных катеров и пассажирского катамарана "Сокол" на 120 чел. с корпусом из АМг.
1960 г. стал началом строительства большой серии базовых тральщиков пр. 266, 266М, 266МЭ из маломагнитной стали, которые поставлялись для ВМФ и на экспорт в Ливию, Индию и другие страны. На сегодня СНСЗ, единственный завод в России, который, располагая 40 летним опытом, может строить корабли из маломагнитной стали. В 1963г. начинается строительство морского тральщика "Изумруд" (Д=360т.) из стеклопластика, который был сдан в 1966г. (В Англии первый тральщик из стеклопластика был сдан в 1973г. (Д=450т.). За "Изумрудом" последовала большая серия рейдовых тральщиков из стеклопластика, поставляемых до настоящего времени ВМФ и до 1987 г. на экспорт в Ирак, Сирию, Болгарию, Кубу и Индию.
С 1987г. на заводе происходит постоянное уменьшение количества находящихся в постройке кораблей из-за сокращения Госзаказа и конверсии.
За последний период в рамках конверсии на заводе были построены прогулочные яхты "Круиз" (Д=32т.), "Леди Анна III" (Д=180т.), пассажирский катамаран "Капитан Корсак" (Сокол) на 120 чел. (Д=95т.) и другие заказы. В 2002 году ВМФ России был передан морской тральщик "Валентин Пикуль".
В настоящее время в постройке находятся корабли нового поколения.
 
Статьи о СНСЗ:
 

Судостроение №5/2000 (Изображения в формате .jpg)            Текстовый файл

Судостроение №6/2000 (Изображения в формате .jpg)

Судостроение №4/2002 (Изображения в формате .jpg)

Мемуары Авиксон Юрия Яновича (Изображения в формате .jpg)
 
Скачать статьи:
 
(Изображения лучшего качества, заархивировано .rar) на   http://www.mysupercase.ru/
Гостевой логин: gosti
Пароль для скачивания: gosti
 
Имена файлов:
 
Судостроение_5_2000.rar - (журнал "Судостроение" №5/2000)
Судостроение_6_2000.rar - (журнал "Судостроение" №6/2000)
Судостроение_4_2002.rar - (журнал "Судостроение" №4/2002)
рукопись.rar - (Мемуары Авиксон Юрия Яновича)
 
 
 
 
 
Сайт управляется системой uCoz