Периодически в секцию шахмат Дома молодежи "Колпинец" приходят родители с малышами 6-7-летнего возраста и задают мне вопрос: "Не рано ли мы привели к Вам своего ребенка?"
В ответ слышат "Не рано, скорее поздно". Конечно, я слегка "перегибаю". Развивать интеллект не поздно никогда, но то, что несколько лет уже упущены, - это правда.
Существуют области раннего развития детей. Музыка, гимнастика, рисование, плавание и др. В этих областях ранние достижения маленьких вундеркиндов в наше время уже не вызывают сильного удивления.
Восприятие шахмат у подавляющего числа взрослых другое. Сложная игра, требующая математических способностей, - самое распространенное представление. А раз так, то и учиться играть пойдем, когда будем знать математику... Но это из серии вопросов, что первично, яйцо или курица.
Шахматная игра - сложный процесс, в котором участвуют память, внимание, интуиция, воля: Все перечисленное прекрасно тренируется с самого раннего возраста, А затем можно заниматься, в том числе и математикой.
Еще год назад всем интересующимся я рассказывал, что самому юному ученику, которого научил играть в шахматы, было три с половиной года, при этом он уже умел и считать. Однако летом 2004 г. ситуация в рассказах изменилась. Возраст в рассказах уменьшился на целый год!
Да, да, мой самый юный ученик, Арсений Черников, начал приобщаться к шахматной игре в возрасте 2,5 лет. При первой встрече я показал ему пешку, назвал ее и попросил повторить. Арсений повторил: "Пешака..." Через месяц он уверенно расставлял 32 шахматные фигуры, а еще через два смог поставить свой первый мат в 1 ход. Сейчас у меня три трехлетних ученика: Арсений, Маша и Стела. Занятия с ними - всегда удовольствие, они изобилуют любопытными историями. Например, когда ко мне привели трехлетнюю Машу, я спросил у мамы, умеет ли Маша считать. Ответ был отрицательным. Через пару минут; показывая Маше кучку деревянных фигур, я попросил я их посчитать 'и услышал: "Раз, два, три, четыре...". Мама с изумлением смотрела на свою дочь.
Основная трудность занятий с детьми до пяти лет - очень короткое время эффективного взаимодействия: всего 3-5 (максимум 7) минут. И без помощи родителей, готовых многократно повторять пройденное дома, вряд ли что-нибудь получилось бы. К счастью, такие родители есть.
С пятилетними уже существенно проще. Время устойчивого внимания у них уже 15-25 минут и увеличивается с каждым занятием. Лиза Ершова, Дима Вайс, Артем Маковеев (1999 г. р.) после полугода приобщения к шахматам могут не только играть целый час, выигрывать у начинающих первоклассников - пятиклассников, но при этом и записывать партию: 1. е4 е5, 2. КгЗ Кеб, 3. Сс4 и т.д. по 20-40 ходов. Сегодня за плечами у каждого них по 3 шахматных турнира...
Евгений КОРМАНОВСКИЙ, преподаватель шахмат ДМК
31 марта 2005 года