Новости сайта
Меню сайта

Календарь новостей
«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Форма входа

Поиск по новостям

Друзья сайта


Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 717

Главная страница » 2016 » Март » 8 » Четырёхсотая - значит родная!

Четырёхсотая - значит родная!

Приходилось ли вам слышать о школе, где посвящение в первоклассники происходит при наложении боевого клинка на плечо, где задачи по математике придумывает сам учитель и связаны они с Великой Отечественной войной, где занимаются настоящие экскурсоводы, куда приезжают члены легендарной эскадрильи «Нормандия – Неман» и где в музее, что заслуженно носит название «Сыны Отечества», хранятся эрмитажные вазы?

Знакомьтесь! Школа № 400 поселка Понтонный.

Ищите женщину!

– А вы знаете историю любви летчика из «Нормандии – Неман» и русской девушки? – спросила меня собеседница. И сама же продолжила:

– Летчик Саша Лоран познакомился с русской девушкой, когда «Нормандия – Неман» базировалась в Туле. Французы ходили на танцы в местный Дом офицеров. Там Саша приметил местную девушку Риту. Они танцевали вальс, когда он сказал ей: «Вы – девушка моей мечты!».

А во время следующего танца она ответила: «Вы – герой моего романа!». Любовь с первого взгляда. Третий тур вальса завершился предложением руки и сердца французского офицера и согласием красавицы тулячки. Конечно, русские девушки не так просты. Рита поставила перед возлюбленным одно условие: «Сначала сверни рога Гитлеру!». «Всего-то? – улыбнулся Саша в ответ. И пообещал: «Будет сделано!».

Летом сорок пятого года Саша Лоран приехал в Тулу, отыскал Маргариту и доложил: «Ваше условие выполнено, мадам!». Теперь слово было за Ритой. Но выйти замуж за иностранца в то время было практически невозможно. Вмешалось командование 303-й гвардейской Смоленской истребительной дивизии, в состав которой входил французский полк. Подключились все – Министерство обороны, Посольство Франции в СССР, Министерство иностранных дел. Дошли аж до Сталина! 

В итоге молодых расписали в московском загсе. Супруги уехали во Францию, где у них родились два сына – Серж и Жан Поль. Жили в съемной квартире в Версале, каждый год выезжали на отдых к морю и вызывали зависть у окружающих своей красотой и влюбленностью!

Вот с такой истории накануне Дня Святого Валентина началась наша встреча с и.о. директора школы № 400 п.Понтонный Анной Леонидовной Потишней.

Казалось бы, какое отношение имеют летчики полка «Нормандия – Неман» к школе в далеком Санкт-Петербурге? Оказалось, имеют.

Серьезное посвящение

В музее, которым знаменита школа (и который, кстати, занимает первое место среди всех школьных музеев города), есть Кавалерский зал. В нем собраны документы, фотографии, личные вещи и воспоминания кавалеров ордена Александра Невского. 

Среди всех этих экспонатов есть те, что принадлежали некогда летчикам знаменитого полка. Музей настолько уникален, что о нем пойдет отдельный рассказ. А интерес к кавалерам ордена в школе далеко не случаен. В 1993 году – благодаря стараниям тогдашнего директора Татьяны Федоровны Конаревой – школе было присвоено звание Александра Невского, а два года спустя усилиями ее заместителя Веры Михайловны Курдюковой открыт музей и начались поисковые работы, установление связей и переписка с дожившими до тех дней орденоносцами. Среди них оказались и французы. 

С ними школа до сих пор поддерживает связь, ветераны приезжали в Понтонный, а наша делегация ездила во Францию. Кропотливая работа и множество интересных открывающихся перед школьными краеведами фактов натолкнули педагогов и школьников на создание Клуба кавалеров ордена Александра Невского. Сегодня в клубе 400 человек со всей России и из Франции.

Одним из самых дорогих экспонатов в музее считается клинок, подаренный кавалерами школьному музею. Именно в Кавалерском зале проходит посвящение в первоклашки.

Над будущим школьником читается текст Посвящения, а на детское плечико опускается настоящая сабля! Можно представить, какой эмоциональный подъем испытывает вчерашний дошколенок во время столь трогательного и торжественного обряда! И далее тема патриотизма, любви к малой и большой Родине, уважение к истории, к ее наследию сопровождают школьника до самого выпуска.

История – не просто предмет

«Герой Советского Союза Камальков, совершая многократные вылеты, поставил перед собой задачу подняться в небо выше обычного, взяв с собой меньшее количество снарядов. Облегчив таким образом вес самолета, он действительно взял большую высоту и поразил больше целей, чем обычно», – Анна Леонидовна Потишняя рассказывает мне, как она вплетает в математические задачи примеры из героического прошлого страны. Надо сказать, исторические примеры и тема краеведения используются препо давателями во всех школьных предметах. И это помимо того, что происходит во внеурочное время. В школе действует кружок экскурсовода, выпустивший уже не одно поколение молодых краеведов. Школьники занимаются исследовательской работой, сотрудничают с Кадетским корпусом и Суворовским училищем, участвуют в Ушаковских чтениях и различных научных конференциях. Учащиеся школы № 400 выступают на презентации Золотой книги Петербурга. А еще есть театр исторической миниатюры. И он выступает не только в Понтонном, но и в школах Колпино.

К 70-летию Победы на аллее Кавалеров Александро-Невской лавры открыли стелу, которая была воздвигнута, в том числе, и при финансовой поддержке учителей и родителей учеников школы № 400. Теперь ученики ездят туда на субботники и помогают вдовам ухаживать за могилами. Пока Анна Леонидовна с нескрываемой гордостью рассказывает мне о своих учениках и их достижениях, в кабинет то и дело заглядывают школьники. Кто за журналом, кто за ключом, кто – просто поздороваться, а кто – преподнести «валентинку».

Анна Леонидовна знает всех по имени и готова рассказать о каждом. От этого складывается ощущение абсолютно семейной обстановки, очень теплой и душевной. Делюсь этими мыслями с Анной Леонидовной, а у нее на глазах проступают слезы.

Незаменимых нет?

Как-то я услышала, что незаменимых специалистов нет, но есть люди, которых всвоей жизни заменить некем. Тогда речь шла об учителе. Поэтому сейчас, слушая Анну Леонидовну, я вспомнила это высказывание и подумала, насколько оно верно. 

– Так и есть, мы здесь – одна семья, – улыбаясь и смахивая слезу, сказала Анна Леонидовна. – Это заслуга директора нашего, Татьяны Федоровны Конаревой. Как же нам ее не хватает! Это она так сплотила коллектив, создала такую атмосферу, что и учителя и дети чувствуют себя здесь, как дома. У нас не меняется преподавательский состав, нет текучки, мы все любим то, что делаем, и, думаю, ученики это чувствуют. Поэтому наши выпускники приводят к нам своих детей и даже внуков. Мы знаем не просто по именам всех детей, мы знаем их семьи.

Наши мероприятия всегда подразумевают участие в них родителей. Связь поколений – это то, что мы особо ценим и что учим ценить наших деток. Наша школа имеет богатые традиции, которые мы чтим на протяжении многих лет. Всё это – заслуга Татьяны Федоровны. В апреле будет год, как она скоропостижно ушла из жизни. Так несправедливо рано… А мы по-прежнему сверяем по ней каждый свой шаг.

Анна Леонидовна проводит небольшую, но подробную экскурсию по залам музея. Подводит к стенду с орденами и медалями. Чашки и блюда с орденами Александра Невского, сервиз, который, по просьбе бывшего директора, расписал питерский художник. Точно такой же был подарен во французском городе Руане бывшим пилотам «Нормандии – Неман». Скульптура Александра Невского, картина из триптиха. И вот Кавалерский зал.

– Этим экспонатам нет цены! Такие вещи хранят в семье, передают из поколения в поколение, а люди отдали нам. Думаете, просто в музей? Нет, они отдали это потому, что музеем занималась Татьяна Федоровна. Они доверяли ей! У истоков музея стояла Вера Михайловна Курдюкова. И ее уже давно нет в живых. Но обе наши коллеги всегда будут с нами! Дня не проходит, чтобы мы о них не вспоминали.

Хотелось переключить собеседницу с грустных воспоминаний, от которых слезы по ее щекам текли сами собой. Решила спросить о проблемах. Уж их в школах всегда хватает!

Но Анна Леонидовна тяжело вздохнула и продолжила о своем.
– Переживаем только об одном: кто придет руководить школой, кому всё это достанется. Понимаете, мы много лет жили одной семьей и работали одной командой. Трудно представить, что придет кто-то со стороны, кто не дышал все эти годы с нами одним воздухом, кто не работал с нашим директором, не проникся ее любовью к истории Ижорской земли, ко всему, что делалось в память о событиях, здесь происходивших.

Что вот это всё,– Анна Леонидовна окинула взглядом зал музея, – для кого-то будет просто школьным имуществом, а не частью собственной жизни…Отвлечь не удалось…

Анна Леонидовна провожает меня до дверей. Проходившая мимо учительница, замечая влажные глаза коллеги, спрашивает: «Почему плачете, Анна Леонидовна?».
– О Татьяне Федоровне говорили…
– А! Татьяна Федоровна… Это – да… – понимающе кивает учитель и приобнимает коллегу. Ухожу с теплым чувством. И немного жалею, что мне некого отдать учиться в эту школу.

Ольга Бабаева, Газета "Вести Понтонного" №3(234) от 19.02.16 

  Дата:

Комментарии
Всего комментариев: 0
avatar

Сайт управляется системой uCoz