Быть директором маленького музея – значит чувствовать, что история страны складывается из историй каждого отдельно взятого человека. Это на своем примере может доказать Анна Леонидовна Потишняя, которая является не только исполняющей обязанности директора школы № 400, но и хранительницей ценностей, связанных с именем Александра Невского.
— В 2008 году, когда ВГТРК запустила проект «Имя России», ваш музей развернул активную агитационную деятельность в поддержку Александра Невского. Он тогда победил. Как Вы оцениваете саму идею такой акции? Возможно ли выбрать из нескольких сотен исторических деятелей наиболее значимого?
— На мой взгляд, начинают такие проекты не столько ради результата, сколько ради пробуждения у людей интереса к истории своей страны. Они видят представленных личностей и обращаются к их биографиям. Я считаю, что такие акции нужны. Они здорово поднимают патриотический дух.
Когда Александр Невский победил в голосовании, меня охватила такая гордость. И я полагаю, что не только меня, но и наших школьников.
— На мой взгляд, поддерживать интерес современных подростков к истории довольно сложно. Можете ли Вы наблюдать увлеченность среди школьников?
— Разумеется, это нужно не всем и не каждому, однако тех, кому это интересно, довольно много. Так, при музее функционирует кружок экскурсоводов, который посещают порядка пятнадцати человек. В прошлом году особо акцентировалось внимание на семидесятилетии Победы в Великой Отечественной войне, и каждый класс готовил свои проекты, связанные с кавалерами ордена Александра Невского. Это может свидетельствовать о высоком уровне самосознания.
Увлеченность ученика во многом зависит от учителя: если учитель сможет заинтересовать своим предметом, то ученику захочется постигать что-то новое. Уроки непременно должны находить отклик в сердцах школьников. Только в этом случае мы можем говорить об успешном воспитании молодого поколения.
— А ученики участвуют в работе музея?
— Безусловно! Как я уже говорила, при музее функционирует кружок экскурсоводов, руководит им Надежда Вениаминовна Розаева. Кроме того, ребята активно заняты в театре исторической миниатюры, во главе которого стоит Ирина Михайловна Терехова. Есть в его репертуаре и постановка про то, как молодой новгородский князь Александр Ярославич был удостоен имени Невский. С ней мы посетили несколько колпинских школ, выступали и на районных фестивалях, где занимали призовые места.
Ежегодно наша школа задействована в ряде мероприятий, связанных с именем Александра Невского. 6 декабря мы отмечаем день рождения Александра Невского, а 28 марта принимаем участие в торжественных мероприятиях по случаю дня рождения Клуба кавалеров ордена Александра Невского, огромный вклад в создание которого внесла многолетний директор школы Татьяна Фёдоровна Конорева. Именно ей школа обязана получению в 1993 году имени Святого Благоверного князя Александра Невского и именно ее стараниями в 1995 году при школе начал функционировать музей.
Члены Клуба кавалеров ордена Александра Невского также не оставляют без внимания проводимые нами мероприятия: в канун годовщины Великой Победы, они приходят к нам в школу и делятся воспоминаниями о военных годах. Это очень важно: таким образом устанавливается связь между поколениями. Кроме того, школьники берут интервью у ветеранов, что тоже можно считать фактом активной работы музея.
Целый зал посвящен кавалерам ордена Александра Невского. Когда мы начали исследования по этой теме, их было около четырехсот. О каждом можно найти информацию на стендах. Конечно, многих из них уже нет в живых, однако мы прикладываем все усилия для того, чтобы память о них жила. И нужно сказать, что учащиеся с большим удовольствием берутся за исследовательскую работу. Рефераты и доклады по этой теме не раз удостаивались наград на районных и городских конкурсах.
Мы изучаем не только биографии наших соотечественников. Среди кавалеров ордена Александра Невского есть и французы, члены полка «Нормандия – Неман». Французская делегация в свое время посещала наш музей и была восхищена и трудом, проделанным в области исследования темы орденоносцев, и экспозицией, в которой представлены литература и вещи, так или иначе связанные с историей полка «Нормандия – Неман». Одной из приоритетных задач нашего музея является развитие отношений с Францией на уровне народной дипломатии.
— Анна Леонидовна, как Вы считаете, есть ли преимущества у малых музеев перед большими, такими как Эрмитаж, Русский музей, Кунсткамера?
— Конечно, говорить о каких-то преимуществах нашего музея перед Эрмитажем смешно – это совершенно разный уровень. Однако именно с таких маленьких музеев и начинается увлечение историей своей страны. К примеру, придет в наш музей ученик начальной школы. Он вряд ли поймет всё сразу, но он проникнется атмосферой и ему захочется узнать о многих вещах. Отсюда, из маленького музея, может зародиться большая любовь – к Родине, к истории, к предкам. Происходит как бы переход от частного к общему. И это, бесспорно, можно считать заслугой небольших музеев.
— Какими Вы видите перспективы развития музея?
— Очень важно сохранить музей таким, каким он мне достался от Татьяны Фёдоровны Коноревой. Она проделала титанический труд по его созданию. Под ее чутким руководством музей пополнялся многочисленными материалами. И я считаю своей задачей сохранить это наследие и сделать всё возможное, чтобы передать его новому поколению.
Хочется продолжать работу в патриотическом направлении. Воспитанники нашей школы всегда относились к службе в армии как к делу чести. Приятно осознавать, что такие вечные понятия, как «честь», «достоинство», «отвага» не обесценились со временем.
Конечно, мы не остановимся на достигнутом и будем стремиться к расширению связей с военными учебными заведениями. Сейчас мы сотрудничаем с Суворовским училищем, с Кронштадтским кадетским корпусом. Кроме того, мы планируем установить отношения с Военным институтом в городе Пушкине.
Я уверена, что коллекция нашего музея будет пополняться и дальше. Родственники кавалеров ордена Александра Невского приносят личные вещи своих родных для того, чтобы школьники могли стать ближе к истории. Благодарные ученики, повзрослев, также принимают посильное участие в работе музея. Наблюдая эту связь поколений, это стремление сохранить историческое наследие, приходим к выводу, что мы всё делаем правильно.
Интервью подготовил Алексей Никитин (Спец.проект газеты "Окно" - "Форточка" №2 (129) от 18.02.16