Новости сайта
Меню сайта

Календарь новостей
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа

Поиск по новостям

Друзья сайта


Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 716

Главная страница » 2014 » Январь » 26 » Средне-Невский судостроительный завод в годы войны и блокады

Средне-Невский судостроительный завод в годы войны и блокады

Средне-Невский судостроительный завод в годы войны и блокады

 

К началу войны завод оформился во вполне современную по тем временам судостроительную верфь-был организован отличный инструментальный цех с новейшими станками для обработки и поверки средств измерения, в корпусном цехе было сосредоточено лучшее сварочное оборудование, спуск кораблей осуществлялся на спусковых тележках по наклонному слипу; благодаря организации курсов повышения квалификации удалось подготовить высококвалифицированные кадры рабочих, способных выполнять самые сложные задачи.

Основную номенклатуру плана завода составили базовые и эскадренные дизельные тральщики. Серия базовых тральщиков уже вступила в состав Краснознаменного Балтийского флота, готовность остальных-к началу военных действий составляла от 60 до 80 %.

Руководство завода осуществлялось директором Кузьмой Дмитриевичем Мироновым и главным инженером Сергеем Ивановичем Разиным.

В предчуствии близкой войны на заводе проводилась большая работа по линии МПВО (начальник штаба Константин Иванович Смирнов)- регулярно без отрыва от производства проводились учения, были созданы команды противовоздушной и противохимической обороны. В результате этих мероприятий в первые дни войны коллектив завода не был застигнут врасплох.

 

ВОЙНА...

С первых дней войны администрация и общественные организации завода приняли меры по подготовке населения поселка Понтонный к противовоздушной обороне- выделяются люди для рытья щелей и траншей, подвалы кирпичных домов оборудуются под бомбоубежища, на окна устанавливаются бронированнные щитки, на входы в бомбоубежища устанавливаются бронированнные двери.

25 июня на заводе состоялся митинг, посвященный записи добровольцев в ряды народного ополчения. В первый же день записалось 606 человек, в тот же день организуется запись наиболее подготовленных заводчан в истребительный отряд, и в это подразделение подают заявления 40 добровольцев.4 июля на базе истребительного отряда комплектуется партизанский отряд № 162 в количестве 43 человек во главе с директором соседнего кирпичного завода «Звездочка» Николаем Андреевичем Толстенковым.

Партизанский отряд №162 действовал в тылу врага в районе Кингисеппа до 2 ноября 1942 года. Впоследствии Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 ноября 1972 года группа работников завода, входящих в состав отряда, была награждена боевыми наградами.

Одновременно с отрядом №162 формируется районный партизанский отряд под командованием секретаря парткома Ф.Ф. Тишенко. В этот отряд вошло 125 работников завода. Отряд действовал в тылу врага в районе Вырицы. 7 сентября 1941 года, прикрывая отход партизан огнем ручного пулемета, погиб работник завода Борис Степанович Окинин. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 февраля 1966 года он был посмертно награжден медалью «За отвагу».

В самом начале войны завод коллектив завода направил часть своих сотрудников для производства оборонных работ. Заводчане участвовали в рытье окопов, противотанковых рвов и блиндажей в районе станций Пери, Вырица, Саперная, Колпино. Всего в оборонных работах участвовало свыше 500 работников завода.

Начало военных действий не остановило производственной деятельности завода. Его коллектив сосредотачивает внимание на достройке базового дизельного тральщика Т-217 и с опережением графика на 26 дней досрочно сдает его ВМФ 5 августа 1941 года. Впоследствии этот корабль вошел в состав 1-го Краснознаменного дивизиона базовых дизельных тральщиков гвардейского экипажа (кораблей постройки СНСЗ). Позже дивизион был награжден орденом Красного знамени.

В это же время завод выполняет срочный заказ Ленфронта по достройке быстроходных броневых катеров и в августе сдает их ВМФ . Два из этих катеров приняли активное участие в боях за «Невский пятачок» и при прорыве блокады.

Уже в июле 1941 года завод приступил к постройке понтонов для переправки войск. Каждые 2-3 дня на завод приходили машины за понтонами для переправки их на правый берег Невы.

Одновременно с производственной деятельностью, завод занимался эвакуацией сотрудников и технологического оборудования-последний сухопутный эшелон удалось переправить через станцию Мга за день до ее захвата противником, в дальнейшем эвакуация проводилась через Ладогу.

 

БЛОКАДА...

8 сентября 1941 года, когда кольцо блокады замкнулось, завод оказался в 5 км от линии фронта. Используя удобную позицию на высоком берегу устья реки Тосно, враг обрушил на завод лавину огня, пытаясь его уничтожить. Были большие потери. В дальнейшем артобстрелы и бомбежки проводились регулярно, принося разрушения и гибель людей.

Самым критичным моментом в жизни и деятельности нашего завода был день 30 сентября 1941 года- враг прорвался к станции Саперная в 3 км от завода и на случай его дальнейшего продвижения был получен приказ взорвать завод, а рабочим и служащим-отходить в сторону Ленинграда. Тревожный день, тревожная ночь, завод подготовлен к уничтожению, люди находятся в мобилизационном состоянии, и только в 2 часа ночи приказ был отменен, поскольку противник был отброшен за реку Тосно подошедшим танковым соединением.

В сентябре же по распоряжению Военного Совета Ленфронта головной эскадренный тральщик «Василий Громов», оставленный на заводе до особого распоряжения, был переведен с 80% готовностью на Петрозавод, где был достроен и сдан ВМФ в 1943 году.

В октябре 1941 года начинается частичная эвакуация работников завода и технологического оборудования в Ленинград на территорию эвакуированного к тому времени завода навигационных приборов. Одновременно с эвакуацией, коллектив завода выполняет срочные заказы Военного Совета- продолжаются работы по изготовлению понтонов, делаются спецсани для перевозки боеприпасов и продовольствия, изготавливаются двухколесные тележки, железные печки, ящики для противотанковых мин (их было сделано десятки тысяч штук).

К январю 1942 года завод в основном переводится в Ленинград, а его собственная территория становится Филиалом. Директором завода назначается Кузьма Дмитриевич Миронов, начальником Филиала-Юрий Еремеевич Басов, бывший начальник механического цеха, в феврале главным инженером завода назначается Александр Федорович Баранов.

На территории завода навигационных приборов наш завод функционировал до 8 сентября 1942 года-под жестоким артобстрелом и бомбежками рабочие изготавливали снаряды и бомбы, ремонтировали навигационные приборы, выполняя заказы фронта.

На собственной территории в это время оставалось около 150 человек.14 февраля 1942 года на завод поступает распоряжение заместителя НКСП о принятии мер по восстановлению разрушенного снарядами слипа, 24 апреля завод приступает к подготовке и выполнению работ по судоремонту действующего флота. Организуются курсы по подготовке специалистов в количестве 156 человек в основном из подростков 15-16 лет и женщин, заменивших мужей на производстве.

13 мая 1942 года на завод поступает исключительно важный заказ-постройка самоходных плашкоутов, их строителями назначаются Петр Михайлович Очев и Иван Иванович Куликов. Принимаются все меры для сдачи заказов в срок- удлиняется рабочий день, вводится двухсменка,

специалисты-мастера временно переводятся на рабочие места: мастер механического цеха С.Ф. Круглов- токарем, мастер участка узловой сборки Дмитрий Григорьевич Залетов- судосборщиком и т. д.

По приказу Военного Совета Ленфронта на завод командируется группа краснофлотцев, которая под руководством опытных бригадиров овладевает профессиями судостроителей и принимает активное участие в постройке 12-и плашкоутов, двух тендеров и понтонов. Выполняя этот заказ и проводя активный ремонт действующего флота (на ремонт буксира отпускалось не более 72 часов рабочего времени), коллектив активизирует работы по эвакуации завода согласно приказа НКСП от 5 июля 1942 года. Составляются эшелоны, демонтируется оборудование. Всего за 1942 год эвакуировано через Ладогу более 5 эшелонов в Балаково, Омск, Северодвинск, Тюмень и Астрахань. Большое количество заводских рабочих командируется на судостроительное предприятие г. Балаково.

1 сентября 1942 года директор завода К.Д. Миронов отзывается в Москву, и.о. Директора завода назначается Петр Ильич Карпов. В сентябре все рабочие, находившиеся на территории завода навигационных приборов, возвращаются на свой завод. Организуется перевозка материалов и оборудования.

28 ноября 1942 года решением Военного Совета Ленфронта заводу предписывается в короткий срок

построить базовый дизельный тральщик БТЩ-219. Строителем объекта назначается П.М.Очев, по-мощником- А.В. Михайлов. В их распоряжение выделяется группа рабочих в количестве 39 человек. С целью подготовки производства восстанавливаются и вводятся в эксплуатацию электростанция, компрессорная, устанавливаются леса и кильблоки. В помощь рабочим завода приходят моряки-балтийцы- организуются краткосрочные курсы- судосборка и рубка (17 человек), сварка (11 человек).Обучением руководил А. В. Михайлов.

Прорыв кольца блокады 18 января 1943 года вдохнул новые силы в коллектив завода. С помощью понтонов, построенных на заводе, наши бойцы переправлялись на «Невский пятачок», отремонтированные буксиры доставляли боеприпасы и продовольствие в районы боев, быстроходные бронекатера, сошедшие со стапелей нашего завода, обеспечивали переправу на Неве у Ивановских порогов.

Пережив голод и холод зимы 1941-1942 года, завод организовал свое подсобное хозяйство и, обеспечив себя овощами на сезон 1942-1943 года, передал для нужд фронта 600 тонн овощей.

Чтобы лучше представить условия, в которых, например, строился БТЩ-219, можно привести краткую хронику 1943 года.

 

 

 

16 января. Принимаются все меры для обеспечения выхода на линию двух газогенераторных машин. Выделяются двое рабочих для заготовки чурок.

25 марта. Весь коллектив завода мобилизуется для работ во внеурочное время по очистке территорий завода, поселка и ремонта дорог.

17 апреля. На постройке БТЩ-219 недостаточно давление сжатого воздуха. Принимаются меры по ремонту и пуску в эксплуатацию дополнительных компрессоров.

24 мая. На заводе устанавливается одиннадцатичасовой рабочий день.

6 июля. Приказом по заводу объявляется благодарность краснофлотцам Питерцеву и Старшинину, которые, рискуя жизнью, под артобстрелами неоднократно проводили ремонт поврежденной снарядами линии электропередачи.

20 июля. Спуск БТЩ-219 на воду откладывается, так как во время артобстрела он получил в корпусе 200 пробоин. Завод справляется с проблемой и 11 августа приступает к строительству корпуса нового БТЩ-220.

18 сентября. У кирпичного завода «Красная Звезда» на правом берегу Невы при выполнении боевого задания от прямого попадания снаряда затонул буксирный пароход «Соколик», приписанный к нашему заводу еще в 20-х годах. «Соколик» был единственным буксирным средством завода, кроме этого, он использовался для нужд фронта, перевозя баржи с моряками, боеприпасами, продовольствием. Коллектив завода во главе с директором П.И. Карповым сделал все возможное, чтобы поднять буксир со дна Невы, доставить его на завод и вернуть в строй.

3 октября на завод доставляется поднятый сторожевой корабль «Вихрь».Мобилизовав все силы для ремонта, заводчане уже 21 ноября осуществляют его спуск на воду.

В целом 1943 год для завода был годом перехода от временного сокращения производства, связанного с блокадой Ленинграда, к постепенному его восстановлению. По сравнению с 1942 годом резко возрастает производственная программа, коллектив принимает меры к расконсервации цехов, не работавших в связи с эвакуацией людей и оборудования. Помимо восстановительных работ, заводчане работают на нужды фронта и на строительстве трех базовых тральщиков.

Одной из приоритетных работ в восстановлении жизнедеятельности завода в 1943 году была реанимация энергетического хозяйства. Эту работу провел коллектив ремонтно-механического цеха. В результате было обеспечено практически бесперебойное снабжение заказов электроэнергией и сжатым воздухом; восстановлено крановое хозяйство в цехах и обеспечена своевременная подача деталей машиностроительной группы на строящиеся объекты. Много усилий к этому приложили руководители цеха А.И. Чайников, М.Е. Берлинский, Е.П. Очерет, токарь И.П. Череповицин, слесари Т.М. Литвинов и Г.В. Алексеев, машинист И.И. Зимин.

Значительный вклад в организацию работ внес коллектив корпусного цеха во главе с начальником Александром Варламовичем Михайловым. Самоотверженно работали на своих участках мастера Е.И. Митрофанов, Н.А. Емельянов, И.В. Павлов.

В конце 1943 года на завод поступает заказ на ремонт затонувшей во время боев канонерской лодки «Пионер». Для этого необходимо проведение больших судомонтажных работ, в связи с чем руководство принимает решение о восстановлении сдаточно-монтажного цеха. Комплектуется состав рабочих и ИТР, которые переводятся из других цехов завода. Большую работу по восстановлению и пуску цеха провели мастер М.П. Павлов, медник П.А. Мудров, слесарь П.В. Сорокин.

Огромную работу в 1943 году провел немногочисленный состав ИТР-и.о. Начальника бюро оперативного планирования-начальнике сдаточно- монтажного цеха В.В. Хрыпов, начальник ППО И.Г. Трифонов, начальник ОТК А.В. Николаенко.

В 1943 году усилиями заводчан было восстановлено инструментальное хозяйство, организована электродная мастерская, и все это было сделано коллективом завода , списочный состав которого составлял всего лишь 207 человек. Ударная работа рабочих и служащих неоднократно отмечалась приказами НКСП.

 

11 января 1944 года на завод поступает срочный заказ Военного Совета Ленфронта на постройку пяти трал-барж, причем две из них необходимо было изготовить и сдать заказчику уже в феврале. Ответственным за строительство был назначен заместитель начальника цеха №8 Н.А. Емельянов.

Эта работа также была выполнена в срок, хотя для доставки барж к месту сборки пришлось изготавливать специальные сани и тащить их вручную к слипу. Следует отметить, что Николай Александрович Емельянов принимал активное учасие и в строительстве самоходных понтонов, и в ремонте подбитых врагом кораблей Невской флотилии «Строгий», «Зея», «Стройный», «Сестрорецк» и других. Он одним из первых был награжден орденом «Красная Звезда»,который непосредственно на заводе ему вручил командующий флотом Трибуц. Отлично проявили себя в это время судосборщики Г.Н. Николаев, Н.М. Беляев, К.И. Заходов. Члены этой бригады под руководством мастера Василия Евгеньевича Гаевского работали с марта 1942 года в бухте Марье на ремонте боевых кораблей Ладожской флотилии. Другая группа рабочих (Е.В. Потапов, Д.Г. Залетов и др.) в апреле 1942 года занималась сборкой барж на Ладоге.

 

Наряду с постройкой трал-барж не прекращались работы на постройке тральщиков. После снятия блокады на завод стали возвращаться эвакуированные рабочие, на которых высылали вызовы. Для размещения людей необходимо было произвести ремонт зданий рабочего поселка, поэтому были созданы столярно-плотницкие бригады и принято решение об организации отдела капитального строительства, начальником которого был назначен Б.А. Богданов.

В ноябре 1944 года завод начал подготовку к постройке 100-тонных малых тральщиков, необходимых для разминирования Балтийского моря и Ладоги. Строителем назначается Мария Петровна Ремпель.

Успешно завершив годовую программу 1944 года, завод вступил в победоносный 1945 год. Заводчане, пережившие годы войны и блокады, смогли уже в конце 1945 года ввести в состав ВМФ малые тральщики «МТЩ-73», «МТЩ-74» и «МТЩ-86», в августе вступила в строй капитально отремонтированная канонерская лодка «Пионер». Активное участие завод принял и в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства.

 

За самоотверженный труд и поставку военной техники фронту Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1985 года Средне-Невский судостроительный завод награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

 

(По материалам архива Музея истории ОАО «СНСЗ»

подготовил директор музея В. Галант)

  Дата:

Комментарии
Всего комментариев: 0
avatar

Сайт управляется системой uCoz