Поэт морской души.
На днях в нашей редакции появился не совсем обычный посетитель. Геннадий Николаевич Серов — гость нашего города, приехал в командировку из Питера. Сейчас он вместе со своей бригадой устанавливает технику связи на военных пограничных кораблях. А необычное в этом человеке то, что отдав 24 года флоту, он еще является довольно неплохим поэтом. И самое главное, что трогает, когда слушаешь его стихи - они насквозь пронизаны морской тематикой. Наверное, можно было бы сказать "романтикой", но это не отразит полной картины. В своих коротких, но емких произведениях неравнодушный автор где-то с болью, а где-то с усмешкой затрагивает тему нынешнего тяжелейшего состояния российского флота.
Вот, к примеру, отрывок из стихотворения "Командировка":
Боеготовность — постоянна
Дежурства, выходы, досмотр...
Здесь жизнь такая, как ни странно,
Всем трудностям наперекор.
Надеются все на удачу
На веру, что нужны стране
Кто б ни грозил, получит сдачи,
Дадут по шее сатане.
Пока же, все же им обидно:
Зарплата, жизнь — ну ни к чертям.
Да, терпят, дальше будет . видно...
Нужно помочь нашим частям.
Полное впечатление, что написано про наши находкинские воинские части, не так ли? Однако стихотворение датировано 2001 годом, когда автор и не думал о приезде в Находку... От такой душевной близости этих слов нашей жизни, нам показалось, что в преддверии Дня военно-морского флота, читателям нашего морского города будет интересно познакомиться не только с творчеством Геннадия Серова, но и с ним самим. Ведь его многолетняя морская карьера отразила все изменения, произошедшие с некогда мощнейшим российским флотом. И удивительно, насколько похожи проблемы питерского моряка на проблемы наших дальневосточных мореходов...
"ДУШИТЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ"
С трудом уговорили мы поэта-моряка рассказать немного о себе - он считает, что "всё есть в стихах". Однако, послушаем немного самого Геннадия Серова. "Как попал в море? В 1967 году набрали, спецнабором в армию. Являюсь "душителем демократии" — потому что брал чехословацкие Карловы Вары (правда не на танках, а в войсках связи). После демобилизации поступил в морское училище им. адмирала Макарова, в 1975 окончил и распределился в' Одессу. Первый мой рейс был 19 месяцев. "Сингапур, Гонконг, Манила, острова, вода кругом. Нас стихия заманила и пошла вся жизнь вверх дном". Кстати, это стихотворение, написанное в 1976 г. ни в какую не печатали из-за одной строчки о Сингапуре: "Время местное с Москвою не в ладах, вперед бежит..." Позже перевелся в Латвийское морское пароходство, работал там радистом до 1997 года.
РАДИСТЫ ФЛОТУ НЕ НУЖНЫ
А в 1999-м году радистов убрали с флота. Последний фрахт у меня был австралийский — Брисбен - Сидней - Мельбурн - Новая Каледония - Фиджи — Паго-Паго, Соломоновы острова - Тасмановы острова... Работал на судах типа РОРО (от англ. "Roll on? roll off -"вкатил-выкатил") — это, для непосвященных, судно, у которого откидывается палуба и по ней въезжают автомобили. Когда радисты стали не нужны флоту, начал работать в компании "Морские комплексные системы", преподавать ГМССБ. Теперь все штурманы должны иметь дипломы оператора ГМССБ, знать спутниковую, телефонную связь, телекс. Вот мы их и учили. Но сейчас уже всех выучили, поэтому ездим по командировкам, устанавливаем аппаратуру. С тем и приехали в Находку. Недавно пошел оформлять пенсию. Для моряка необходимо — возраст 55 лет, 12,5 лет на флоте (а у меня 24) и общий стаж 25 лет. Но у меня из общего стажа выкинули девять лет учебы, а еще восемь лет работы, потому что работал в Латвии. Получил оттуда справки, но теперь их надо перевести на русский язык. А из Одессы документы - там печати на украинском .языке... Так что о пенсии не думаю — пока могу, работаю. Жалко, флота теперь не стало... Вы видели картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"? Вот мы как-то сидели с мужиками, взяли и написали письмо Путину. А там стихи о нашей жизни -к примеру, такие:
... Раньше был офицер почитаем, любим,
Государство его уважало. А теперь?
Да о чём мы сейчас говорим,
Неуверенность колет, как жало.
Корабли - старики, еле дышат, стоят,
А не ходят в дозорах в кильватер...
Будет лучше когда- то - нам говорят,
Вот расчистят заросший фарватер…
НЕСЧАСТНАЯ ЛЮБОВЬ
Путин их, конечно, не читал - из канцелярии Президента переслали письмо в Министерство обороны, а оттуда — в управление информации, с предложением опубликовать в воинских газетах...
- Давно вы начали писать стихи?
После армии. Это все несчастная любовь (смеется).
- А удалось ли совместить море с семейной жизнью?
Да, у меня жена и два сына-близнеца. Бывало, с моря прихожу начинаю воспитывать, а они: папа, ты меня уже наказывал! Даже мать их путает. Сейчас они уже закончили институты, оба работают инженерами.
- Вы, наверняка, любите творчество Конецкого? Ведь он писал про море и моряков.
Когда Конецкий лежал при смерти, мой редактор Кутузов позвонил ему, и я читал писателю мои стихи. Виктор Викторович очень обрадовался...
"ДУША ПРОЛИТА В ОКЕАН"
На прощание Геннадий Николаевич подарил мне единственный сборник своих стихов "Душа пролита в океан". Эта строчка взята из стихотворения "За тех, кто в море". Пусть оно станет предпраздничным подарком всем морякам!
ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ
Форштевень так же воду режет,
Волна на гребне все шипит.
Стихия вряд ли нас удержит,
Душа с ней только говорит.
И разговор весь о погоде,
Земле, о доме, о работе,
О близких сердцу, о друзьях,
Любимых, песнях, соловьях...
Как далеко родной ковчег наш.
Садов прелестных тмин души.
Мы грудью рвем упругость ветра.
Стихия? С ней давно на ты.
И вдаль бежим мы полным ходом,
Чтоб гавань милую скорей
Увидеть. Как бы мимоходом,
Маяк привет шлет т огней
Земля кругла и мы по кругу:
С заморских стран быстрей назад,
В обьятья милой, сердце друга —
Встречи дороже всех наград.
За все скитанья рать морскую
Понять должны лишь потому,
Что жизнь влачим полупустую,
Надежд несбыточных суму.
Надежда — наш предел мечтаний!
Земля - далекий талисман!
Сердца полны земных страданий...
Слушала стихи и автора Сабина Алекс.
Газета «Находка» 24.07.03