Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
История
К столетию Усть-Ижорского фанерного комбината

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта


Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 717

Вы вошли как Гость
Текущая дата: Пятница, 2024-11-22, 10:36 AM

Начало »  История » История

Топономические исследования школьников
Топономический журнал №1/2 (8/9) 2002
 
ПОСЁЛКИ ПОНТОННЫЙ И САПЁРНЫЙ

Супрягина Ирина, Карманов Денис ученики 10 А класса лицея 273 г. Колпино

 
Учащиеся школ Колпинского района активно участвуют в изучении истории своего края. Примером тому и краеведческие работы, уже несколько лет представляемые на Городские историко-краеведческие чтения, проводимые ежегодно в канун Дня города комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга и Городским дворцом творчества юных. Юные колпинские исследователи выполняют свои работы в школах под руководством учителей истории и краеведения и занимаясь в краеведческих кружках и секциях Колпинского Дворца творчества юных, или в клубе «Петрополь» и «Юношеском Университете Петербурга» СПб. Дворца творчества юных. Мы представляем работу, выполненную десятиклассниками колпинского лицея № 273 под руководством преподавателя истории О.Г.Борисенко, и посвященную истории поселков Понтонный и Саперный Колпинского р-на, где живут авторы работы. На Городских историко-краеведческих чтениях 2002 г. труд юных исследовавтелей был оценен Дипломом I степени. Работа будет интересна читателям журнала, тем более, что она основана не только на достаточном количестве достоверных источников, но и на натурных исследованиях авторов. Публикуемая статья подвергнута редактированию и приведена в соответствие с требованиями журнала
 
По данным археологии самые ранние на­ходки датируют возникновение поселений на территории поселков 15 веком. Тогда этот край входил в состав Водьской пятины Великого Новгорода. Всего пятин было пять, они дели­лись на уезды и погосты. Усть-Ижорские зем­ли входили в Ореховецкий уезд, центр кото­рого был в Орешке. В период Смуты земли захватывают шведы, они входят в состав Шведского коро­левства под названием Ингерманландия. Из древнего периода истории нам известно о Ве­ликом торговом пути «Из варяг в греки», затем о Невской битве, и о разбросанных по берега­ми Невы поселкам. По сведениям Писцовой книги 1500 года в этом районе было располо­жено 5 деревень приблизительно по 10 дво­ров в каждой. Изучая письменные источники, мы увидели, что наиболее крупными и значи­мыми населенными пунктами были села Усть -Ижора и Усть - Тосна. Отрезок пути в 6 кило­метров в литературе о том далеком времени не описывается. Можно сослаться лишь на описание М.И.Пыляева: «От Усть-Ижоры берега Невы почти без­лесные, покрытые чистым белым песком, ко­торый издали кажется снегом и блеском своим уничтожает тень солнечных лучей. Такие бе­рега, впрочем, тянутся не более версты, за­тем следуют веселые живописные места, по­крытые рощами березника; ельника и клена. Далее идет село Вбзнесенское, или Корчмино, бывшее графа Шереметева. Далее идет деревня Новая, некогда казеная». В наше время никакого чистого песка не помнят даже старожилы поселка, но со­вершая свое путешествие по этому отрезку пути, мы вспомнили о небольших озерцах с песком. Озерца искусственного происхожде­ния. Надо полагать, что здесь брали песок для нужд строительства в 18 веке. Наиболее известной история поселков ста­новится с 1700 по 1721 года. Она тесно связана с событиями Северной войны, строительством Санкт-Петербурга. На шведских картах мы ви­дим лишь одно поселение на изучаемой тер­ритории. Это деревня Вариска. Название по созвучию напоминает деревню Борисковичи «Вариска - Бориска», где были дворы «Микулки Климова» и «Кириллки Савина», что упоминается в писцовых книгах 1500 и 1539 годов. К сожалению, местоположение деревни на картах разнится. В августе 1702 года приневские земли были возвращены в состав России. Воевода П.М. Апраксин разбил шведского генерала Крониорта и преследовал его до Ижорской мызы, взял ее с боем и заставил шведов отойти к Дудергофу. Вслед за тем, эта часть побере­жья Невы стала местом еще одного из сраже­ний Северной войны, когда в ходе последнего набега на окрестности здесь высадились войс­ка под командованием генерал-майора Георга Любеккера. Ингерманландский поход Любекке-ра был попыткой отвлечь русские силы от ук­раинского театра военных действий. Органи­зовать отпор врагу было поручено П.М.Апрак­сину. Воевода получил сведения о том, что противник сооружает батареи против устья реки Мги. Но это были неверные сведения. Шведы стали строить укрепления против устья реки Тосны. Полковник Генрих Гастфер пере­правил свой передовой отряд на понтонах на левый берег Невы и установил 8-орудийную батарею, которая нанесла большие поврежде­ния русским бригантинам, попытавшимся остановить переправу. Сохранился отличный чертеж, иллюстрирующий эту операцию. Проходила она на окраине поселка Сапер­ный. Шведы закрепились, построив недалеко крепость в форме звезды «Звездный шанец». Таким образом, Апраксин был отрезан от рас­положения основных войск, что не помешало опытному военачальнику предпринять успеш­ный рейд. «Звездый шанец» с гарнизоном 400 человек был взят. Преследуя бежавшего не­приятеля, Апраксин пишет донесение царю о взятии Ижорской мызы. Петр 1 просил Ап­раксина не разорять и не жечь деревни, встре­чающиеся на пути. На это Апраксин отвечал: «... до сей Ижоры реки по самой дороге мыз и деревень было редко и немного, и нужды б в них по ходу нашим войскам не было, а если бы их не пожечь, позади нас в тех селениях неприятельские люди были бы непристанно и нашим бы в проездах был излишний труд. А жжены, государь, мызы и селения близ реки Невы, чтобы неприятелю была великая теснота в хлебных и конских кормах».(3,70) В заключение этих исследований нельзя не отметить историческое значение этих мест, ставшее полигоном для тренировки русских инженерных войск, где еще в период Север­ной войны были осуществлены крупнейшие операции по переправе с помощью понтонов и взятию фортификационных укреплений.
 
Благоустройство земель первыми вла­дельцами
 
Вскоре после основания Петербурга на левом берегу вдоль русел впадающих в Неву рек, стали возникать предприятия по произ­водству строительных материалов. Так, в 1705 году во время одного из набегов шведов было сожжены кирпичные заводы по берегу реки Тосны. Из указов Петра 1 видно, что в это время кирпичные и «всякие»...заводы по бере­гам Невы в 1710 году, дали Санкт-Петербургу 11 млн. штук кирпича. Можно предположить, что такие заводы существовали и на рассмат­риваемой территории. В начале 1710 года, ког­да после взятия Выборга была окончательно ликвидирована опасность вражеских наше­ствий, началось интенсивное освоение окрес­тностей Санкт-Петербурга. Земли современных поселков Понтонный и Саперный были пожалованы В.Д. Корчмину. Генерал-майор Василий ! / Дмитриевич Корчмин был одним из ближай­ших сподвижников Петра 1. Вместе с царем он у обучался в Голландии в 1697-1698 годах, уча­ствовал во взятии Нотебурга и Ниеншанца. Корчмину Петр давал важнейшие поручения. Ему было поручено, например, собрать све­дения о системе укреплений, численности гарнизонов и прочей важной информации о Нотебурге. В письме Ф.А. Головину царь сообщал: «... и ныне для тех пушек пошли ты Корчмина, чтобы он их пробовал и купил несколько, а меж тем накажи ему, чтоб присмотрел места кругом, также, если возможно ему дела сыскать, чтобы побывал и в Орешке, а буде в нем нельзя, хоть возле его...а детина, кажется, не глуп и секрет может снести»[7,135]. Усадьба Корчмино и село Вознесенское, обозначенное на картах, - одно и то же по­селение, но в истории осталось название Корчмино и до сегодняшнего дня мы говорим "Корчминская развилка" или "Пойдём в Корчмино". Это дань уважения майору лейб-гвардии Преображенского полка, инженеру-фортификатору, первому русскому инженеру Василию Дмитриевичу Корчмину. В.Д.Корчмин умер в 1731 году. Его имение площадью 2569 десятин было пожаловано в 1737 году царицей Анной Ивановной князю А. Н. Черкасскому. Дочь последнего, Варвара Алексеевна в 1743 году вышла замуж за П.Б. Шереметьева. Имение стало её приданым. Так на 150 лет, эти земли отошли к графам Шереметьевым. П.Б. Шереметев - первый российский фельдмаршал. Его имя обожествлялось в семейных легендах. В бою он удивлял всех смелостью, не безоглядной, а особой, расчет­ливой. Шереметев стал также первым русским графом. Так сын оказался владельцем земель, по которым с боями прошел его отец. Во вла­дения Шереметевых_вошло село Вознесенское (восточная часть посёлка Понтонный) и дере­венька Новая -(восточная часть нышешнего посёлка Саперный). Поселения лежали на берегу Невы рядом со Шлиссельбургским трактом в 6 км друг от друга. Согласно картографическим материалам, село Вознесенское располагалось по сторонам большой Шлиссельбургской дороги и Лагерно­го шоссе. Архангелогородская почтовая дорога (Шлиссельбургский тракт) была учреждена именным указом Петра II. Раньше почтовая дорога в Архангельск пролегала через Москву. Это было очень долго и неудобно. Купцы собирали почту и отправляли её своим путем через Ладогу, Лодейное поле. В почтовую казну доходы не поступали. Об этом докладывал вице-канцлер А.И.Остерман. Поэтому решено было построить Шлиссельбургский тракт. Наиболее видимые его участки, покрытые булыжником, еще вид­ны в посёлке Усть - Ижора, а вообще-то это была ухабистая дорога, и проехать по ней весь­ма трудно. Как тут не вспомнить слова фран­цузского литератора и путешественника Адоль­фа де-Кюстина, проследовавшего из столицы в Шлиссельбург августовским днём 1839 года: «Дорога от Петербурга до Шлиссельбурга плоха во многих местах. Встречаются то глу­бокие пески, то невылазная грязь, через ко­торую в беспорядке переброшены доски. Под колёсами экипажа они подпрыгивают и окаты­вают вас грязью, но есть нечто похуже досок. Я говорю о брёвнах, кое-как скрепленных и об­разующих род моста в болотистых участках дороги. К несчастью, всё сооружение покоит­ся на бездонной топи и ходит ходуном под тя­жестью коляски. При той быстроте, с которой принято ездить в России экипажи на таких дорогах скоро выходят из строя: люди ломают себе кости, рессоры лопаются, болты и зак­лёпки вылетают» [9,4]. Однако дорожные трудности не мешали путникам замечать красоту тракта. Молодой чиновник А. Глебов, на тройке курьерских про­скакавший по Шлиссельбургскому тракту в 1726 году писал в своих записках: « Свободное течение сей реки видом сво­им возвышало душу... Богатство и изобилие покрывают левый берег Невы... везде "видишь довольство, труд, деятельность ремесел и промышленности» [9,8]. Помимо Шлиссельбургского тракта важным архитектурно-планировочным элементом мест­ности являлась дорога из сельца Вознесенско­го в Колпино, возникшая в XVIII. В 1805 году по этой дороге проехал академик Н.Л.Озерецковский, сообщивший об этой дороге следую­щее: «От сельца Вознесенское лесом проведена дорога в Колпино, до которого от Невы счита­ют только 5 верст. По обе стороны оной основ­ной дороги растёт по большей части ельник, в котором цвели тогда черемуха, черника и го­лубица». Таким образом, выявляется ещё одна при­чина возникновения здесь лагерей - удобные пути и для подъезда, и для учений. Что же представляли из себя деревни Воз­несенская и Новая до передачи их в аренду? Господская усадьба в Вознесенском была устроена в устье Корчминского ручья. Согласно описи строений 1871 года, в усадьбе суще­ствовал деревянный одноэтажный с мезонином и балконом дом. Среди надворных строений были бревенчатая конюшня в 9 стойл, дере­вянный хлев для скота, сараи, погреб, лед­ник, баня, амбар и рига. Сад был разбит на несколько прямоугольных газонов, вдоль Невы была обсажена деревьями аллея. Сейчас на этом месте находится стадион, а о господском саде напоминает название улицы - Садковая. Деревня Новая находилась на берегу Невы в версте от устья Тосны, крестьянские дворы были выстроены по дороге в Шлиссельбург. Крестьяне этих сел состояли на оброке и за­нимались кто хлебопашеством, кто судоход­ством на своих или чужих судах, кто торгов­лей или извозом. Некоторые разводили клуб­нику, это занятие доставляло порядочные выгоды. К реформе 1861 года в Вознесенском на­считывалось 119 крестьян мужского пола, в деревне Новой 71 крестьянин. При наделении землей в пользование крестьян поступило 617 десятин земельных угодий шереметевской дачи. Имение на Неве не относилось к числу крупных владений графов Шереметевых. Ос­тавшиеся земли Шереметевы сдавали в арен­ду. Арендаторами были: мещанин Коробков, использовавший их под торговые строения; ку­пец Шорохов - под кирпичный завод, кресть­яне Смирнов и Сазонов — под хлебопашество. Но в списке арендаторов нас заинтересовал крупнейший арендатор - Главное Инженер­ное Управление. Арендуемые Управлением земли предназначались: — для устройства лагерей и учебных плацев, — для практических саперных, как подзем­ных, так и минных работ, и всякого рода стрельб. При этом управление обязалось подсажи­вать молодые деревья в саду, чтобы сад не истреблялся. 22 июля 1867 года было одобрено предложение о переносе на новое место лагеря Сводной Сапёрной Бригады и роты юнкеров Нико­лаевского Инженерного училища из окрестно стей Петергофа к селу Вознесенскому и распо­ложении совместно с ними одной пешей ар­тиллерийской бригады из числа находящихся в Петербургском военном округе. Таким образом, очевидна ещё одна причи­на для устройства лагеря — малонаселенность территории.
 
Лагерные сборы.
 
Ещё Петр 1 изменил кон­цепцию подготовки войск к боевым действиям. На смену смотрам раз в год и редким учеб­ным стрельбам приходит постоянная подготов­ка. Как реально выглядела эта подготовка мож­но увидеть на страницах петровского «Учреж­дения к бою»: «...надлежит непрестанно тому обучать, как в бою поступать, то есть справ­ною и неспешною стрельбою, добрым прице­ливанием, справными швенкелями, отступле­нием и наступлением, тянутьем линий, захва­тыванием и неприятеля фланки, сикундиро-ванием и прочее обороты воинские». В 1868 году приступили к разбивке и обо­рудованию лагеря, распланированного по пря­моугольной схеме и развернутого по оси север-юг на берегу Невы восточнее Корчмина. Лагерь окружали полигоны, прорезанные дорогами, с устроенными позициями и учеб­ными фортификационными сооружениями.. Ус­пешное ведение боевых действий на местнос­ти связано с выполнением различных инже­нерных работ. Это работы по оборудованию позиций, по подготовке движения, по пост­ройке различного рода препятствий и заграж­дений. Для организации лагеря необходимо учитывать рельеф местности, овраги, возвы­шенности, насыпи, канавы. Лагерные сборы проходили не один день, поэтому очень важ­но благоустроить лагерь. В Усть-Ижорском Сапёрном лагере было предусмотрено всё для успешной тренировки и жизни солдат. Лагерь выглядел благоустроенным. Для за­щиты от непогоды были построены казармы по проекту архитектора А.К.Монтага и нехит­рое солдатское жильё из палаток. Для палаток выбирались сухие места и отрывались котло­ваны прямоугольной формы. Прикрывалось место плетёными изгородями или заборами. Возле деревьев строились заслоны - навесы. Всё это тщательно маскировалось. Для обогрева использовался костёр из двух или трёх бре­вен, он горел 6-8 часов. Была в лагере и баня — солдатская радость! Полевая баня — это зем­лянка, которая состояла из входного тамбу­ра, раздевальни, оборудованной скамейками и печью. Дальше располагалась мыльня с печ­кой и бочками горячей и холодной воды, ска­мейки для мытья. Строили и полевое отхожее место. При кратковременной стоянке отхожее место устраивали в виде индивидуальных ро­виков, при длительной - в виде рва протяже­нием по 80 см. на каждое место. С боков стро­или изгородь. Находились это место не ближе 50 м. от лагеря с подветренной стороны. В1899 году в центре Саперного лагеря была построена и освящена небольшая деревянная лагерная церковь во имя Святого Равноапос­тольного князя Владимира. Этот храм, соору­женный в своеобразном «инженерном» стиле, вмещал около 350 человек и был приписан к церкви Святых Апостолов Петра и Павла при Николаевской инженерной Академии в Петер­бурге. Наступление с форсированием является од­ним из наиболее сложных видов боя. Здесь на Неве сапёры получали прекрасную возмож­ность упражняться в наведении понтонных мо­стов, что было просто необходимым. В Сапёр­ном имелись условия для тренировки обходов населенных пунктов, железнодорожных стан­ций, узких мест, теснин. Можно было исполь­зовать естественные маски, обеспечивающие скрытное выдвижение подразделений к учас­ткам форсирования. Конечно, сегодня нам не увидеть этот лагерь, но некоторые его следы остались. Прекрасное устройство лагеря, образцо­вые казармы, возможность быстро добраться до него из столицы - все это способствовало возможности периодически устраивать Высо­чайшие смотры войскам Усть-Ижорского ла­герного сбора, во время которых саперы по­казывали свое мастерство и боевые навыки. В 1868 году Инженерное ведомство обра­тилось к С. Д. Шереметеву с просьбой о бес­платной уступке земли для проведения новой дороги из Царского Села через Колпино к бе­регу Невы на случай приезда императора. До­рога была устроена - это современное Лагер­ное шоссе. Представление о специфике проводивших­ся здесь учений можно получить из статей в Инженерном журнале, где опубликованы чер­тежи устройства лагеря. В августе 1895 года.император Николай II посетил лагёрь. Он описал свое посещение в дневнике: «В 9 часов при отличной погоде отправился в Усть-Ижору... Приехал в Колпино и поехал на коляске к полигону, где стоял почетный караул от лейб-гвардии Саперного батальона. Посмотрев стрельбу из осадных орудий, начал объезд ... всех работ лагеря этого лета. Многое из того, что я видел, было показано два года тому назад, но многое было также и нового. Очень практичны мосты Мойскера для пере­носных железных дорог. На берегу Невы и в самой реке было сделано много взрывов и фу­гасов, а также камнеметов. На пароходе «Ин­женер» спустились к понтонному мосту. Отту­да проехал мимо лагеря на станцию»[9,14]. О посещении лагеря императором сообща­ет журнал «Нива» в 1901 году. Государь при­ехал вместе с Великим князем Владимиром Александровичем и лицами Государевой свиты. Николай II был в форме саперного батальона. Он принял рапорт и, поздоровавшись с почет­ным караулом, прошел через станцию, убран­ную роскошной тропической зеленью. Затем сел в коляску и начал объезд обширного района лагеря. По пути следования он осмотрел железнодорожный поезд крепостной узкоколейной дороги, нагруженный осадными орудиями. Такими путями было приказано оборудовать все крепости. Пути эти быстро укладывались и разбирались благодаря своей несложности и легкости конструкций. Вслед за осмотром дороги Государь Император присутствовал при производстве боевой стрельбы осадной и по­левой артиллерии, а также из пулеметов и ружей по разным целям. Перед полигоном была устроена крепость с маскированными уреплениями, против которых действовали пять батарей. Затем была показана стрельба из пу­леметов. На инженерном полигоне показали взрывы различных фугасов. Эти навыки про­демонстрировали юнкера Николаевского инже­нерного училища. Эффект взрывов был пора­зительный - по сигнальной трубе взрывались фугасы в виде темных земляных фонтанов, окруженных снизу густым белым дымом. Госу­дарь присутствовал и при взрыве подводных мин электротехнической школы .Своей сокру­шительной силой и целыми фонтанами воды к небу эти взрывы производили большое впе­чатление. После завтрака были показаны кава­лерийские команды по перехватыванию депеш, а затем все отправились к лагерной пристани, у которой на значительную ширину Невы в этом месте, наводка моста была произведена силами лишь одного понтонного батальона. Император перешёл через этот мост, а фотограф К Булла запечатлел этот момент на фотографии.
Это место на Неве легко определяется и ныне. Прошло столько лет, а картина почти не изменилась. Приведем наивное, но от души написан­ное четверостишие поэта-крестьянина Федо­ра Слепушкина, написанное по поводу посе­щения маневров императором Николаем I [9] (Его вполне можно было бы отнести и к визи­ту Николая II.): На память вам, как прошлым летом Здесь Николай орлом летал, Сапёров к славе приучал, Являя путь своим примером! .............................................................
 
Лагерная церковь во имя Святого Равноапостольного князя Владимира (не сохр).
 
 К сожалению статья представлена не полностью.
Категория: История | Добавил: pontonniy (2007-06-28)
Просмотров: 5403

Всего комментариев: 0
avatar
Сайт управляется системой uCoz