Топономический журнал №1/2 (8/9) 2002
ПОСЁЛКИ ПОНТОННЫЙ И САПЁРНЫЙ
Супрягина
Ирина, Карманов Денис ученики 10 А класса лицея №273 г. Колпино
Учащиеся школ Колпинского района активно участвуют в изучении истории своего края. Примером тому и краеведческие работы, уже несколько лет представляемые на Городские историко-краеведческие чтения, проводимые ежегодно в канун Дня города комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга и Городским дворцом творчества юных. Юные колпинские исследователи выполняют свои работы в школах под руководством учителей истории и краеведения и занимаясь в краеведческих кружках и секциях Колпинского Дворца творчества юных, или в клубе «Петрополь» и «Юношеском Университете Петербурга» СПб. Дворца творчества юных. Мы представляем работу, выполненную десятиклассниками колпинского лицея № 273 под руководством преподавателя истории О.Г.Борисенко, и посвященную истории поселков Понтонный и Саперный Колпинского р-на, где живут авторы работы. На Городских историко-краеведческих чтениях 2002 г. труд юных исследовавтелей был оценен Дипломом I степени. Работа будет интересна читателям журнала, тем более, что она основана не только на достаточном количестве достоверных источников, но и на натурных исследованиях авторов. Публикуемая статья подвергнута редактированию и приведена в соответствие с требованиями журнала
По данным археологии самые ранние находки датируют возникновение поселений на территории поселков 15 веком. Тогда этот край входил в состав Водьской пятины Великого Новгорода. Всего пятин было пять, они делились на уезды и погосты. Усть-Ижорские земли входили в Ореховецкий уезд, центр которого был в Орешке. В период Смуты земли захватывают шведы, они входят в состав Шведского королевства под названием Ингерманландия. Из древнего периода истории нам известно о Великом торговом пути «Из варяг в греки», затем о Невской битве, и о разбросанных по берегами Невы поселкам. По сведениям Писцовой книги 1500 года в этом районе было расположено 5 деревень приблизительно по 10 дворов в каждой. Изучая письменные источники, мы увидели, что наиболее крупными и значимыми населенными пунктами были села Усть -Ижора и Усть - Тосна. Отрезок пути в 6 километров в литературе о том далеком времени не описывается. Можно сослаться лишь на описание М.И.Пыляева: «От Усть-Ижоры берега Невы почти безлесные, покрытые чистым белым песком, который издали кажется снегом и блеском своим уничтожает тень солнечных лучей. Такие берега, впрочем, тянутся не более версты, затем следуют веселые живописные места, покрытые рощами березника; ельника и клена. Далее идет село Вбзнесенское, или Корчмино, бывшее графа Шереметева. Далее идет деревня Новая, некогда казеная». В наше время никакого чистого песка не помнят даже старожилы поселка, но совершая свое путешествие по этому отрезку пути, мы вспомнили о небольших озерцах с песком. Озерца искусственного происхождения. Надо полагать, что здесь брали песок для нужд строительства в 18 веке. Наиболее известной история поселков становится с 1700 по 1721 года. Она тесно связана с событиями Северной войны, строительством Санкт-Петербурга. На шведских картах мы видим лишь одно поселение на изучаемой территории. Это деревня Вариска. Название по созвучию напоминает деревню Борисковичи «Вариска - Бориска», где были дворы «Микулки Климова» и «Кириллки Савина», что упоминается в писцовых книгах 1500 и 1539 годов. К сожалению, местоположение деревни на картах разнится. В августе 1702 года приневские земли были возвращены в состав России. Воевода П.М. Апраксин разбил шведского генерала Крониорта и преследовал его до Ижорской мызы, взял ее с боем и заставил шведов отойти к Дудергофу. Вслед за тем, эта часть побережья Невы стала местом еще одного из сражений Северной войны, когда в ходе последнего набега на окрестности здесь высадились войска под командованием генерал-майора Георга Любеккера. Ингерманландский поход Любекке-ра был попыткой отвлечь русские силы от украинского театра военных действий. Организовать отпор врагу было поручено П.М.Апраксину. Воевода получил сведения о том, что противник сооружает батареи против устья реки Мги. Но это были неверные сведения. Шведы стали строить укрепления против устья реки Тосны. Полковник Генрих Гастфер переправил свой передовой отряд на понтонах на левый берег Невы и установил 8-орудийную батарею, которая нанесла большие повреждения русским бригантинам, попытавшимся остановить переправу. Сохранился отличный чертеж, иллюстрирующий эту операцию. Проходила она на окраине поселка Саперный. Шведы закрепились, построив недалеко крепость в форме звезды «Звездный шанец». Таким образом, Апраксин был отрезан от расположения основных войск, что не помешало опытному военачальнику предпринять успешный рейд. «Звездый шанец» с гарнизоном 400 человек был взят. Преследуя бежавшего неприятеля, Апраксин пишет донесение царю о взятии Ижорской мызы. Петр 1 просил Апраксина не разорять и не жечь деревни, встречающиеся на пути. На это Апраксин отвечал: «... до сей Ижоры реки по самой дороге мыз и деревень было редко и немного, и нужды б в них по ходу нашим войскам не было, а если бы их не пожечь, позади нас в тех селениях неприятельские люди были бы непристанно и нашим бы в проездах был излишний труд. А жжены, государь, мызы и селения близ реки Невы, чтобы неприятелю была великая теснота в хлебных и конских кормах».(3,70) В заключение этих исследований нельзя не отметить историческое значение этих мест, ставшее полигоном для тренировки русских инженерных войск, где еще в период Северной войны были осуществлены крупнейшие операции по переправе с помощью понтонов и взятию фортификационных укреплений.
Благоустройство земель первыми владельцами
Вскоре после основания Петербурга на левом берегу вдоль русел впадающих в Неву рек, стали возникать предприятия по производству строительных материалов. Так, в 1705 году во время одного из набегов шведов было сожжены кирпичные заводы по берегу реки Тосны. Из указов Петра 1 видно, что в это время кирпичные и «всякие»...заводы по берегам Невы в 1710 году, дали Санкт-Петербургу 11 млн. штук кирпича. Можно предположить, что такие заводы существовали и на рассматриваемой территории. В начале 1710 года, когда после взятия Выборга была окончательно ликвидирована опасность вражеских нашествий, началось интенсивное освоение окрестностей Санкт-Петербурга. Земли современных поселков Понтонный и Саперный были пожалованы В.Д. Корчмину. Генерал-майор Василий ! / Дмитриевич Корчмин был одним из ближайших сподвижников Петра 1. Вместе с царем он у обучался в Голландии в 1697-1698 годах, участвовал во взятии Нотебурга и Ниеншанца. Корчмину Петр давал важнейшие поручения. Ему было поручено, например, собрать сведения о системе укреплений, численности гарнизонов и прочей важной информации о Нотебурге. В письме Ф.А. Головину царь сообщал: «... и ныне для тех пушек пошли ты Корчмина, чтобы он их пробовал и купил несколько, а меж тем накажи ему, чтоб присмотрел места кругом, также, если возможно ему дела сыскать, чтобы побывал и в Орешке, а буде в нем нельзя, хоть возле его...а детина, кажется, не глуп и секрет может снести»[7,135]. Усадьба Корчмино и село Вознесенское, обозначенное на картах, - одно и то же поселение, но в истории осталось название Корчмино и до сегодняшнего дня мы говорим "Корчминская развилка" или "Пойдём в Корчмино". Это дань уважения майору лейб-гвардии Преображенского полка, инженеру-фортификатору, первому русскому инженеру Василию Дмитриевичу Корчмину. В.Д.Корчмин умер в 1731 году. Его имение площадью 2569 десятин было пожаловано в 1737 году царицей Анной Ивановной князю А. Н. Черкасскому. Дочь последнего, Варвара Алексеевна в 1743 году вышла замуж за П.Б. Шереметьева. Имение стало её приданым. Так на 150 лет, эти земли отошли к графам Шереметьевым. П.Б. Шереметев - первый российский фельдмаршал. Его имя обожествлялось в семейных легендах. В бою он удивлял всех смелостью, не безоглядной, а особой, расчетливой. Шереметев стал также первым русским графом. Так сын оказался владельцем земель, по которым с боями прошел его отец. Во владения Шереметевых_вошло село Вознесенское (восточная часть посёлка Понтонный) и деревенька Новая -(восточная часть нышешнего посёлка Саперный). Поселения лежали на берегу Невы рядом со Шлиссельбургским трактом в 6 км друг от друга. Согласно картографическим материалам, село Вознесенское располагалось по сторонам большой Шлиссельбургской дороги и Лагерного шоссе. Архангелогородская почтовая дорога (Шлиссельбургский тракт) была учреждена именным указом Петра II. Раньше почтовая дорога в Архангельск пролегала через Москву. Это было очень долго и неудобно. Купцы собирали почту и отправляли её своим путем через Ладогу, Лодейное поле. В почтовую казну доходы не поступали. Об этом докладывал вице-канцлер А.И.Остерман. Поэтому решено было построить Шлиссельбургский тракт. Наиболее видимые его участки, покрытые булыжником, еще видны в посёлке Усть - Ижора, а вообще-то это была ухабистая дорога, и проехать по ней весьма трудно. Как тут не вспомнить слова французского литератора и путешественника Адольфа де-Кюстина, проследовавшего из столицы в Шлиссельбург августовским днём 1839 года: «Дорога от Петербурга до Шлиссельбурга плоха во многих местах. Встречаются то глубокие пески, то невылазная грязь, через которую в беспорядке переброшены доски. Под колёсами экипажа они подпрыгивают и окатывают вас грязью, но есть нечто похуже досок. Я говорю о брёвнах, кое-как скрепленных и образующих род моста в болотистых участках дороги. К несчастью, всё сооружение покоится на бездонной топи и ходит ходуном под тяжестью коляски. При той быстроте, с которой принято ездить в России экипажи на таких дорогах скоро выходят из строя: люди ломают себе кости, рессоры лопаются, болты и заклёпки вылетают» [9,4]. Однако дорожные трудности не мешали путникам замечать красоту тракта. Молодой чиновник А. Глебов, на тройке курьерских проскакавший по Шлиссельбургскому тракту в 1726 году писал в своих записках: « Свободное течение сей реки видом своим возвышало душу... Богатство и изобилие покрывают левый берег Невы... везде "видишь довольство, труд, деятельность ремесел и промышленности» [9,8]. Помимо Шлиссельбургского тракта важным архитектурно-планировочным элементом местности являлась дорога из сельца Вознесенского в Колпино, возникшая в XVIII. В 1805 году по этой дороге проехал академик Н.Л.Озерецковский, сообщивший об этой дороге следующее: «От сельца Вознесенское лесом проведена дорога в Колпино, до которого от Невы считают только 5 верст. По обе стороны оной основной дороги растёт по большей части ельник, в котором цвели тогда черемуха, черника и голубица». Таким образом, выявляется ещё одна причина возникновения здесь лагерей - удобные пути и для подъезда, и для учений. Что же представляли из себя деревни Вознесенская и Новая до передачи их в аренду? Господская усадьба в Вознесенском была устроена в устье Корчминского ручья. Согласно описи строений 1871 года, в усадьбе существовал деревянный одноэтажный с мезонином и балконом дом. Среди надворных строений были бревенчатая конюшня в 9 стойл, деревянный хлев для скота, сараи, погреб, ледник, баня, амбар и рига. Сад был разбит на несколько прямоугольных газонов, вдоль Невы была обсажена деревьями аллея. Сейчас на этом месте находится стадион, а о господском саде напоминает название улицы - Садковая. Деревня Новая находилась на берегу Невы в версте от устья Тосны, крестьянские дворы были выстроены по дороге в Шлиссельбург. Крестьяне этих сел состояли на оброке и занимались кто хлебопашеством, кто судоходством на своих или чужих судах, кто торговлей или извозом. Некоторые разводили клубнику, это занятие доставляло порядочные выгоды. К реформе 1861 года в Вознесенском насчитывалось 119 крестьян мужского пола, в деревне Новой 71 крестьянин. При наделении землей в пользование крестьян поступило 617 десятин земельных угодий шереметевской дачи. Имение на Неве не относилось к числу крупных владений графов Шереметевых. Оставшиеся земли Шереметевы сдавали в аренду. Арендаторами были: мещанин Коробков, использовавший их под торговые строения; купец Шорохов - под кирпичный завод, крестьяне Смирнов и Сазонов — под хлебопашество. Но в списке арендаторов нас заинтересовал крупнейший арендатор - Главное Инженерное Управление. Арендуемые Управлением земли предназначались: — для устройства лагерей и учебных плацев, — для практических саперных, как подземных, так и минных работ, и всякого рода стрельб. При этом управление обязалось подсаживать молодые деревья в саду, чтобы сад не истреблялся. 22 июля 1867 года было одобрено предложение о переносе на новое место лагеря Сводной Сапёрной Бригады и роты юнкеров Николаевского Инженерного училища из окрестно стей Петергофа к селу Вознесенскому и расположении совместно с ними одной пешей артиллерийской бригады из числа находящихся в Петербургском военном округе. Таким образом, очевидна ещё одна причина для устройства лагеря — малонаселенность территории.
Лагерные сборы.
Ещё Петр 1 изменил концепцию подготовки войск к боевым действиям. На смену смотрам раз в год и редким учебным стрельбам приходит постоянная подготовка. Как реально выглядела эта подготовка можно увидеть на страницах петровского «Учреждения к бою»: «...надлежит непрестанно тому обучать, как в бою поступать, то есть справною и неспешною стрельбою, добрым прицеливанием, справными швенкелями, отступлением и наступлением, тянутьем линий, захватыванием и неприятеля фланки, сикундиро-ванием и прочее обороты воинские». В 1868 году приступили к разбивке и оборудованию лагеря, распланированного по прямоугольной схеме и развернутого по оси север-юг на берегу Невы восточнее Корчмина. Лагерь окружали полигоны, прорезанные дорогами, с устроенными позициями и учебными фортификационными сооружениями.. Успешное ведение боевых действий на местности связано с выполнением различных инженерных работ. Это работы по оборудованию позиций, по подготовке движения, по постройке различного рода препятствий и заграждений. Для организации лагеря необходимо учитывать рельеф местности, овраги, возвышенности, насыпи, канавы. Лагерные сборы проходили не один день, поэтому очень важно благоустроить лагерь. В Усть-Ижорском Сапёрном лагере было предусмотрено всё для успешной тренировки и жизни солдат. Лагерь выглядел благоустроенным. Для защиты от непогоды были построены казармы по проекту архитектора А.К.Монтага и нехитрое солдатское жильё из палаток. Для палаток выбирались сухие места и отрывались котлованы прямоугольной формы. Прикрывалось место плетёными изгородями или заборами. Возле деревьев строились заслоны - навесы. Всё это тщательно маскировалось. Для обогрева использовался костёр из двух или трёх бревен, он горел 6-8 часов. Была в лагере и баня — солдатская радость! Полевая баня — это землянка, которая состояла из входного тамбура, раздевальни, оборудованной скамейками и печью. Дальше располагалась мыльня с печкой и бочками горячей и холодной воды, скамейки для мытья. Строили и полевое отхожее место. При кратковременной стоянке отхожее место устраивали в виде индивидуальных ровиков, при длительной - в виде рва протяжением по 80 см. на каждое место. С боков строили изгородь. Находились это место не ближе 50 м. от лагеря с подветренной стороны. В1899 году в центре Саперного лагеря была построена и освящена небольшая деревянная лагерная церковь во имя Святого Равноапостольного князя Владимира. Этот храм, сооруженный в своеобразном «инженерном» стиле, вмещал около 350 человек и был приписан к церкви Святых Апостолов Петра и Павла при Николаевской инженерной Академии в Петербурге. Наступление с форсированием является одним из наиболее сложных видов боя. Здесь на Неве сапёры получали прекрасную возможность упражняться в наведении понтонных мостов, что было просто необходимым. В Сапёрном имелись условия для тренировки обходов населенных пунктов, железнодорожных станций, узких мест, теснин. Можно было использовать естественные маски, обеспечивающие скрытное выдвижение подразделений к участкам форсирования. Конечно, сегодня нам не увидеть этот лагерь, но некоторые его следы остались. Прекрасное устройство лагеря, образцовые казармы, возможность быстро добраться до него из столицы - все это способствовало возможности периодически устраивать Высочайшие смотры войскам Усть-Ижорского лагерного сбора, во время которых саперы показывали свое мастерство и боевые навыки. В 1868 году Инженерное ведомство обратилось к С. Д. Шереметеву с просьбой о бесплатной уступке земли для проведения новой дороги из Царского Села через Колпино к берегу Невы на случай приезда императора. Дорога была устроена - это современное Лагерное шоссе. Представление о специфике проводившихся здесь учений можно получить из статей в Инженерном журнале, где опубликованы чертежи устройства лагеря. В августе 1895 года.император Николай II посетил лагёрь. Он описал свое посещение в дневнике: «В 9 часов при отличной погоде отправился в Усть-Ижору... Приехал в Колпино и поехал на коляске к полигону, где стоял почетный караул от лейб-гвардии Саперного батальона. Посмотрев стрельбу из осадных орудий, начал объезд ... всех работ лагеря этого лета. Многое из того, что я видел, было показано два года тому назад, но многое было также и нового. Очень практичны мосты Мойскера для переносных железных дорог. На берегу Невы и в самой реке было сделано много взрывов и фугасов, а также камнеметов. На пароходе «Инженер» спустились к понтонному мосту. Оттуда проехал мимо лагеря на станцию»[9,14]. О посещении лагеря императором сообщает журнал «Нива» в 1901 году. Государь приехал вместе с Великим князем Владимиром Александровичем и лицами Государевой свиты. Николай II был в форме саперного батальона. Он принял рапорт и, поздоровавшись с почетным караулом, прошел через станцию, убранную роскошной тропической зеленью. Затем сел в коляску и начал объезд обширного района лагеря. По пути следования он осмотрел железнодорожный поезд крепостной узкоколейной дороги, нагруженный осадными орудиями. Такими путями было приказано оборудовать все крепости. Пути эти быстро укладывались и разбирались благодаря своей несложности и легкости конструкций. Вслед за осмотром дороги Государь Император присутствовал при производстве боевой стрельбы осадной и полевой артиллерии, а также из пулеметов и ружей по разным целям. Перед полигоном была устроена крепость с маскированными уреплениями, против которых действовали пять батарей. Затем была показана стрельба из пулеметов. На инженерном полигоне показали взрывы различных фугасов. Эти навыки продемонстрировали юнкера Николаевского инженерного училища. Эффект взрывов был поразительный - по сигнальной трубе взрывались фугасы в виде темных земляных фонтанов, окруженных снизу густым белым дымом. Государь присутствовал и при взрыве подводных мин электротехнической школы .Своей сокрушительной силой и целыми фонтанами воды к небу эти взрывы производили большое впечатление. После завтрака были показаны кавалерийские команды по перехватыванию депеш, а затем все отправились к лагерной пристани, у которой на значительную ширину Невы в этом месте, наводка моста была произведена силами лишь одного понтонного батальона. Император перешёл через этот мост, а фотограф К Булла запечатлел этот момент на фотографии.
Это место на Неве легко определяется и ныне. Прошло столько лет, а картина почти не изменилась. Приведем наивное, но от души написанное четверостишие поэта-крестьянина Федора Слепушкина, написанное по поводу посещения маневров императором Николаем I [9] (Его вполне можно было бы отнести и к визиту Николая II.): На память вам, как прошлым летом Здесь Николай орлом летал, Сапёров к славе приучал, Являя путь своим примером! .............................................................
Лагерная церковь во имя Святого Равноапостольного князя Владимира (не сохр).
К сожалению статья представлена не полностью.