Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
Наши люди
|
"Глас народа"
Если Вам есть что сказать, пишите нам! И мы с удовольствием разместим ваш материал в этой рубрике!
|
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск по каталогу |
|
|
Друзья сайта |
|
|
Наш опрос |
|
|
|
|
Вы вошли как Гость Текущая дата: Суббота, 2024-12-28, 5:21 AM |
|
Андрей Князьков - Большой театр кукол
Разговаривать
с актерами кукольных театров всегда легко и приятно. Причина проста.
Легко предположить, что человек, который хочет стать артистом
драматического, музыкального театра или, скажем, кино, помимо любви к
искусству может руководствоваться меркантильными соображениями. Человека
же, который целенаправленно стремится стать актером театра кукол и
работает там долгое время, в подобных намерениях заподозрить очень
сложно. Такие люди, их любовь и преданность делу, которому они служат,
не могут не вызывать глубокого уважения и почтения, особенно в наше
рациональное, прагматичное время. Андрей Валерьевич Князьков - именно
такой человек. Если представлять его официально, то получится: Андрей
Князьков - артист Большого театра кукол,
старший преподаватель Академии театрального искусства, заслуженный
деятель искусств Бурятии, лауреат премии "Золотой софит", телеведущий,
режиссер-постановщик спектаклей в театре и на телевидении, автор
множества сценариев. Недавно ко всем его регалиям добавилось звание
"заслуженный артист России". Именно этот приятный факт и стал формальным
поводом для нашей встречи.
- Андрей Валерьевич, вас радует, что теперь вы заслуженный артист России?
-
У меня, знаете ли, очень сложные ощущения. Дело в том, что накануне мне
"дали" заслуженного деятеля искусств Бурятии - я был вторым педагогом
на русско-бурятском курсе, и теперь у меня такое чувство, что это все не
мне предназначено, не со мной случилось. Не могу сказать, что я к этим
званиям отношусь очень серьезно. Однако вижу в них и несомненную пользу -
будет что на визитке написать - в определенный момент это может
пригодиться.
- Для чего, например?
-
Дело в том, этому я учу и своих студентов, что каждый артист должен
быть полностью самостоятельным: в одном театре сегодня, - не имеет
значения, хороший он или плохой, - актеру "тесновато", ведь зачастую там
просто нет условий, чтобы полностью раскрыться. Поэтому артисту просто
необходимо все время пробовать себя в самых разных жанрах, в самых
разных амплуа. Только тогда появляется возможность профессионального
роста.
- Но несмотря на педагогическую деятельность, на
работу на телевидении, несмотря на то, что вы пишете сценарии и пьесы,
вы все равно продолжаете работать по специальности, остаетесь артистом
Большого театра кукол. Как вы пришли туда?
-
Я пришел туда издалека, и путь мой, надо сказать, был непрост! Я жил в
небольшом поселке "Понтонная", где ходил в кукольный кружок при Доме
культуры. Через руководительницу этого кружка я и устроился в БТК,
правда, сначала монтировщиком. Когда я попал первый раз в этот театр, на
взрослый спектакль, и услышал голоса актеров, которые уже очень хорошо
знал по всем детским передачам, то у меня возникло ощущение, что это мой
дом, уверенность, что именно здесь я хочу и буду работать. Я вышел
после спектакля на улицу Некрасова, встал возле памятника Маяковскому и
нагло сказал сам себе: "Я должен работать в этом театре!" Что и
случилось...
- А почему куклы?
-
А кто его знает. Я ведь и фокусами занимался, и в танцевальный кружок
ходил, а однажды, посмотрев по телевизору вечер Миронова, решил, что
буду драматическим актером, - в общем много чем занимался, но больше
всего увлекали куклы. Когда я работал монтировщиком в театре, мне все
время хотелось всем рассказывать об этом замечательном факте. Я просто
мечтал, чтобы мне задали вопрос: "А где ты сейчас работаешь?", - на что я
мог бы важно ответить: "Я монтировщик в театре кукол! Декорации
таскаю!" Я был горд своей сопричастностью к искусству... А потом, когда
поступил в институт к Леониду Александровичу Головко и Татьяне Петровне
Андриановой, я постепенно стал понимать, что ничего не умею, что еще
нужно учиться и учиться. Всей моей наглости и самоуверенности как не
бывало. Тем более, что меня чуть не отчислили со второго курса.
- За что?
-
За профнепригодность. Как объяснял Леонид Александрович, у меня был
"потолок" - от занятий в самодеятельности, от неопытности я уже успел
наработать штампы. И мне пришлось серьезно с собой бороться. Слава Богу,
что я всегда отличался работоспособностью, так что я начал "пахать", ни
о чем больше не мог думать и постепенно стал понимать, что этот
проклятый "потолок" пробивается. Знаете, когда я это почувствовал? Когда
раз за разом выходил на сцену и повторял один и тот же кусочек текста,
причем мне стало удаваться произносить его каждый раз по-другому,
соблюдая при этом режиссерскую задачу. Для меня, в то время, это было
огромным открытием! Изнутри полилась свобода. Впрочем, это только
казалось - до результата, на самом деле, было очень далеко. У меня
вообще страшная неуверенность в своих силах, мне постоянно кажется, что
то, что я делаю, не выдерживает никакой критики!
- Разве у вас сейчас есть для этого основания?
-
Основания всегда можно найти, было бы желание. Я не могу сказать, что в
театре у меня все складывалось легко и просто. Например, в БТК я
поступал несколько раз. Все говорили, да я и сам знал, что Виктор
Борисович Сударушкин ко мне очень хорошо относится. Он хотел, чтобы я
пришел к нему в театр. Но когда я показывался в БТК после окончания
Театрального института, то от волнения прочитал прозаический отрывок
так, что Сударушкин уснул. Тогда я начал петь "А в Подмосковье водятся
лещи...". Во время пения, забеспокоившись, что не попадаю в ноты, решил
петь погромче, в результате чего стал фальшивить по-страшному. Но
окончательно доконал приемную комиссию мой танец, который, как мне потом
сказали, был больше похож на истерику! В результате, проснувшись,
Виктор Борисович предложил мне сначала послужить в армии, а уже потом
приходить к нему в театр. Несмотря на этот провал, посмотрев меня в
студенческих работах, Сударушкин предложил показаться к нему в театр еще
раз. Но все сложилось таким образом, что я поступил в БТК уже после
смерти Виктора Борисовича.
- С какими куклами вы работаете?
-
Со всеми, кроме марионеток. Хотя в спектакле "В Летнем саду" был и
такой опыт. Такого рода спектакль в нашем театре мог появиться только
при Александре Аркадьевиче Белинском - он тогда был главным режиссером.
Была приглашена серьезная творческая команда - композитор Игорь Рогалев,
балетмейстер Гали Абайдулов, художник Татьяна Мельникова... Год или два
мы делали этот спектакль, самостоятельно, в факультативном порядке. Он
состоял из отдельных номеров и, как мне кажется, мог быть очень
интересен публике, но, к сожалению, просуществовал очень недолго, по
независящим от нас причинам. А что касается кукол, то как артист я
увереннее себя чувствую, когда кукла на руке. Кукольник, занимающийся
марионетками, вообще отдельная профессия. Хотя всему можно научиться.
Например, один из дублей Тото, которого я играл почти десять лет в
"Большом фестивале", тоже был марионеткой.
- А не жалко себя, талантливого артиста, прятать за ширму?
-
Все задают этот вопрос! Не понимаю, почему! Ведь театр уже давно шагнул
вперед. Уже никто не прячется за ширму. Ширма и черный костюм - это
антиквариат, редчайшее явление. Все же очень сильно поменялось, и этого
нельзя не заметить. С одной стороны, растет количество разнообразных
театральных форм, а с другой... Ведь посмотрите, у нас в Питере
фактически каждый театр "имени кого-то", не формально, а по ощущению.
Театр Ленсовета связан с именем Владимирова, Александринка
- с Вивьеном, Комиссаржевка - с Агамирзяном, ТЮЗ - с Брянцевым, БДТ - с
Товстоноговым и так далее. В каждом театре были свой лидер и группа
артистов, которые создавали свой театр. Потом же начался спад...
- То есть сейчас пора общего спада?
-
А разве нет? Но я уверен, что скоро все опять начнет собираться. Тем
более что лично мне очень в жизни повезло и с режиссерами, с которыми я
работал и работаю, и с ролями. Скажем, приходишь на телевидение, а тебе в
одном спектакле дают сразу две роли - Суслика и Медведя. Никто не
спрашивает, а какое у тебя амплуа, можешь ты или нет. Ты должен быстро и
качественно выполнить задание. Таким образом я переиграл массу самых
разноплановых ролей, массу характеров. Тут мне пожаловаться не на что!
- Как я поняла, вы беретесь за любую работу, даже если ее надо сделать в короткие сроки. Это полезно для вас как для актера?
-
Это интересно. Пробовать различные варианты, проверять себя как актера,
который может играть все и везде - именно так мне интереснее работать.
Иногда меня упрекают, что я берусь за самые разноплановые роли в одном
спектакле. Но если я однажды написал вместе с Кирой Максимовной
Черкасской, нашим завлитом, сценарий сказки для ТВ, если я его поставил
как режиссер, то почему я не могу сам себя пригласить на главную роль,
тем более, что такие роли мне больше никто не предлагает? Так что я
приглашу сам себя, поломаюсь недельку и соглашусь! В первом своем
спектакле я сыграл две роли, во втором - три. Мне это интересно - разве
это не понятно!
- А не возникает желания сесть, осмыслить, нет ли ощущения легковесности собственного творчества?
-
Во-первых, не буду хвастаться, но есть определенный опыт, который
помогает работать быстрее, а во-вторых, для осмысления должен быть
соответствующий материал...
- Кстати о драматургическом материале. Он вас устраивает?
- К сожалению, сегодня хорошего материала очень мало.
- А что такое хороший материал? Тот, который сам написал?
-
Нет. Хотя очень часто получается, что и так. Основная беда в том, что
сегодня не хватает проработки характеров. Из плохой пьесы режиссер может
сделать замечательный спектакль, а артисты, в свою очередь, могут
вытянуть целый спектакль одной игрой, потому что зрителя можно увлечь
просто актерскими работами, по крайней мере, в кукольном театре. А
вообще, если говорить о замечательных кукольных спектаклях, то могу
привести в пример "Песню о Волге" Резо Габриадзе. Этот спектакль очень
неторопливый, не динамичный в привычном смысле слова, но там что ни
сцена, то такой образ, такая метафора - невозможно оставаться
равнодушным, находишься в постоянном эмоциональном напряжении.
- А вы бы не хотели заниматься профессией
совершенно самостоятельно, скажем, организовать свой театр? Я понимаю,
что это сложно, но мечты, по крайней мере, существуют?
-
Конечно, хотел бы. Я вот сделал уже свою программу. К тому же, мне
гораздо проще разрабатывать свой материал. Для меня был большой удачей
спектакль, который я делал в институте - "Игра в 44 руки", основанный на
студенческих заданиях. Для меня идеален пластический театр, где
задействованы актер, его тело как основное средство выразительности и
минимальный реквизит. Мне даже не нужна целостная драматургия, мне
интереснее этюдный метод.
- Над каким спектаклем работают сейчас в БТК?
- Сезон открывается у нас 31 августа спектаклем "Три поросенка", а сейчас мы начинаем репетиции "Красной Шапочки"
в постановке Аллы Александровны Полухиной. Первые репетиции уже
начались, артисты взяли в руки куклы. Выйдет или нет? На данный момент
сложно что-либо сказать. Я, когда беру новую роль, поначалу мало что
понимаю. На самом деле, у каждого артиста - свой подход к работе с
ролью, с персонажем. Мне, например, очень тяжело работать без куклы.
Возможно это потому, что я отвлекаюсь на себя, начинаю думать о том, как
я сам выгляжу. А когда я беру в руки куклу, то уже думаю только о ней,
пытаюсь найти единственно верные интонации, тембр голоса, свойственные
именно этому герою. Можно сказать, что я иду от формы, от
характерности... Возможно, это неверно. Во всяком случае, сам я
студентов так не учу. Это подход очень индивидуальный и небезопасный -
ведь так легко нарабатываются штампы, чего я на самом деле до сих пор
очень боюсь. Потому что нередко возникает ощущение, что это ты уже
играл, это уже пробовал, так уже разговаривал...
- А не возникает ли это чувство именно от того, о чем мы с вам говорили - что вы не ограничиваете себя в ролях?
- Возможно, это и так, и именно поэтому мне захотелось уйти несколько в сторону от театра.
- Куда в сторону?
-
На эстраду. Там мне хочется сделать то, что до меня никто не делал.
Основная идея программы - рассказать детям и взрослым о кукольном
театре. Мы выносим на сцену настоящих кукол, которые разговаривают со
зрителями, дают себя подержать и даже "поработать". Мы подробно
рассказываем о куклах самых различных систем, демонстрируя их
возможности.
- Значит, на данный момент в вашей жизни
присутствуют эстрада, институт, БТК, телевидение, работа в качестве
сценариста. В какой очередности для вас существуют все эти
многочисленные занятия? Что на первом месте?
-
Этого я не могу сказать. Как их расставить? По степени занятости, по
степени значимости или по степени желания присутствовать? Если же
говорить серьезно, то в театре мне сейчас немного тесновато, он не дает
мне раскрыться полностью, у меня есть ощущение, что во мне есть больше,
чем нужно Большому театру кукол на сегодняшний момент. Поэтому я работаю
в самых разных местах. И я очень благодарен театру и лично Алле
Александровне Полухиной за то, что они с пониманием относятся к моим
исканиям.
- Был ли кто-нибудь из старых мастеров в театре, кто особенно сильно повлиял на вас как на артиста?
-
Да, конечно! Например, Валерия Сергеевна Кисилева меня фактически
опекала, учила не только профессии, но и уму-разуму. А в
профессиональном плане... Дело в том, что когда я пришел в театр, там
работали такие большие мастера, что у каждого было чему поучиться.
Сейчас же, к сожалению, я не вижу ответа на основной для меня вопрос:
почему сегодняшние студенты поступают на наш факультет. Я не понимаю
этого, да и они сами, как мне кажется, этого не знают. Нам, конечно,
было легче, потому что был Сударушкин, был Образцов, приезжал Жанти. И
все это было доступно, показывалось по телевизору. Сегодня сложнее. В
наши дни молодежи проще увидеть драматический спектакль, поэтому на
факультет театра кукол люди попадают случайно, не пройдя на драмфак. При
том, что у нас в городе три профессиональных кукольных театра...
- А что для вас "настоящий кукольный театр"?
-
Есть разница между понятием "кукольный театр" и "театр кукол"! Я
стараюсь делать именно Театр кукол, который способен удивить зрителя,
который через куклу дает зрителям представление о жизни человеческого
духа. И только тогда это хорошо, только тогда зрителям будет интересно!
Екатерина Щербацкая, фото Солмаз Гусейновой, 15.08.2002 © Екатерина Щербацкая, фото Солмаз Гусейновой, "Театральный Петербург"
|
Категория: Наши люди | Добавил: pontonniy (2012-05-26) |
Просмотров: 2502
|
| |